На фоне агрессивной антироссийской кампании, развернутой западными СМИ по целому ряду направлений в связи с близящимися Олимпийскими играми, вопрос надежнейшего обеспечения безопасности Олимпиады становится первостепенной задачей для Москвы. Причем проблемой отнюдь не только имиджевой, но, в первую очередь, политической. Неслучайно Госдума РФ приняла недавно обращение к международным парламентским организациям и парламентам государств-членов ООН, в котором говорится о традициях "олимпийского перемирия" и о том, что "пушки должны молчать, когда идеалы спорта и дружбы овладевают умами и сердцами людей на всех континентах планеты". Опыт однако показывает, что идеалы дружбы и олимпизма были и остаются святы не для всех.

Вспомним хотя бы экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, который дал приказ на начало агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года как раз в ночь накануне начинающихся в Китае Олимпийских игр. Расчет делался на то, что грузинская армия сумеет осуществить блицкриг в момент, когда внимание международного сообщества приковано к церемонии открытия Олимпиады. И хотя всем известно, чем это завершилось, не исключено, что попытки аналогичного рода могут повториться и на сей раз. Ведь Саакашвили решился на авантюру, поверив заверениям своих западных кукловодов, уверивших лабильного грузинского лидера, что лучшего варианта вернуть Южную Осетию (а заодно и Абхазию) в лоно экс-метрополии не представится. И совсем не исключено, что те же силы попытаются "взять реванш", и, конечно же, уже не грузинскими руками.

Вряд ли различного рода провокации произойдут именно в Сочи, поскольку, по единодушному мнению экспертов, уровень безопасности в городе чрезвычайно высок. Поэтому более чем вероятно, что попытки дестабилизировать обстановку будут организовываться в других местах, расположенных, по сложившемуся на Западе стереотипу, "очень близко", как бы "рядом" с олимпийскими аренами. Этого было бы вполне достаточно для создания информационного повода для "демократической прессы", публиковавшей в 2008 году "он-лайн" из "оккупированной" Грузии кадры разрушенных НАТО-вской авиацией сербских городов.

Не будем в данном случае рассматривать вероятность провокационных действий в Абхазии или в тех или иных регионах российского Северного Кавказа - это тема отдельного анализа. Отойдем на несколько сотен километров юго-восточнее Сочи. Буквально на днях, как известно, произошел резкий всплеск военной активности на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил в Нагорном Карабахе и на армяно-азербайджанской границе. Не останавливаясь на многократно растиражированных подробностях целого ряда кровопролитных инцидентов, отметим лишь, что на сей раз уровень накала противостояния достиг, по выражению министра обороны Армении Сейрана Оганяна, "своего пика", а азербайджанская сторона даже подняла в воздух боевую авиацию, чего, надо сказать, ранее в подобных случаях не происходило. В свою очередь, землячество жителей приграничной армянской Тавушской области, где обстрелы с азербайджанской стороны нанесли местным жителям существенный ущерб, заявило о намерении создать добровольческую бригаду в помощь стоящим на границе войскам, поскольку опасность массированного вторжения представляется высокой.

Некоторые эксперты не исключают, что беспрецедентная активность азербайджанских военных объясняется прямым воздействием на позицию Баку турецких спецслужб. В интервью ереванскому изданию Panorama.am тюрколог Левон Овсепян, в частности, отметил, что Анкара и Баку, помимо сотрудничества в общеармейской сфере, особо развивают взаимодействие в области подготовки азербайджанских подразделений спецназначения.

Между тем крупную диверсию на линии соприкосновения в Карабахе в ночь на 20 января попытался осуществить именно взвод азербайджанского спецназа. Также эксперт указал, что "нарушение Азербайджаном режима прекращения огня было зафиксировано также в Нахичеванском (азербайджанский анклав, граничащий с Арменией, Ираном и Турцией - ред.) направлении. Этого не могло произойти без согласия и ведома турецкой стороны". Дело в том, что действия дислоцированных в Нахичевани азербайджанских сил прямо координируются 3-й полевой армией Турции, расквартированной в регионе армяно-турецкой и турецко-нахичеванской границ.

Кроме того, за несколько дней до указанных инцидентов на границе Армении с Ираном была задержана беспрецедентная партия героина (около 1 тонны), и, как выяснилось, одним из организаторов наркотрафика оказался гражданин Турции, арестованный на следующий день в Ереване. Также в эти дни армянскую столицу с невнятной целью посетил известный турецкий националист, член печально известной турецкой террористической организации "Серые волки" Хасан Октай. Совпадение всех этих фактов, представляющееся неслучайным, заставило местные СМИ задаться вопросом, насколько защищена Армения от возможных турецких провокаций? И, кажется, данный вопрос заинтересовал не только журналистов: был отправлен в отставку первый заместитель начальника Службы национальной безопасности страны, курировавший, как утверждается, в числе прочего, и вопросы пограничной охраны.

В унисон работают и механизмы информационной пропаганды. Прозападные ресурсы в привычной двухходовке распространили провокационную утку о якобы подготовке терактов в Армении лидером чеченского бандподполья Доку Умаровым. Ссылаясь на собственные "близкие к властям" источники, газета "168 жам" утверждает, что Армения - в представлении главы террористов - является удобной мишенью, ибо здесь "расположены десятки важных российских объектов". Также издание утверждает, что правоохранительные органы Армении об этом осведомлены. Появление такой экстраординарной для армянской прессы дезинформации примечательно тем, что не далее как на днях глава Чечни Рамзан Кадыров подтвердил свое ранее сделанное заявление о том, что Доку Умаров мертв. "Эта крыса по имени Доку был тяжело ранен и в последующем скончался", - заявил Кадыров.

Итак, вероятность попыток организовать в Армении провокации в период Олимпийских игр в Сочи не кажется умозрительной. А на фоне того, что творится сейчас на Украине и той открыто конфронтационной линии, которую ведет в этой ситуации Вашингтон, нельзя исключать и более масштабных инцидентов. Получим ли мы возможность наблюдать за олимпийскими состязаниями, а не за сводками с линии фронта, как в 2008-ом году, зависит сегодня от профессионального умения и координации действий армянских и российских спецслужб, пограничников и военных.

Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван