Говорить о целостном и всеобъемлющем документе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в условиях отсутствия даже минимального доверия между сторонами бессмысленно. Такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил политолог, замдиректора института "Кавказ" Сергей Минасян комментируя недавнее заявление министра иностранных Азербайджана Эльмара Мамедъярова о необходимости "начать работать над всеобъемлющим соглашением по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта".

"Стороны не могут договориться о самых элементарных принципах предварительного документа, основополагающих правилах урегулирования конфликта, и тут Мамедъяров предлагает перейти сразу к всеобъемлющему соглашению. Это попытка закамуфлировать отказ от согласия подписывать предварительный документ, который закрепит за сторонами принципы и обязательства в рамках урегулирования", - отметил Сергей Минасян.

Эксперт указал, что на фоне скандального дела Сафарова, несогласии Азербайджана на отвод снайперов с линии соприкосновения и т.д. разговоры о "всеобъемлющем документе" - софистика в чистом виде. "На самом деле все предельно ясно: сейчас на довольно высоком уровне ведутся разговоры о том, что вот-вот должны проясниться сроки следующей встречи президентов двух стран. Перед такими встречами каждая из сторон проводит информационную, пропагандистскую миникампанию, готовясь к встрече. Подобные мамедъяровскому заявления никак не способствуют продвижению в урегулировании конфликта, наоборот, стимулируют пролонгацию существующего статус-кво практически до бесконечности, потому что сегодня переход к целостному и всеобъемлющему документу просто невозможен", - уверен Сергей Минасян.

Отвечая на вопрос о том, не пытается ли Мамедъяров уже сегодня создать предпосылки для срыва встречи президентов двух стран или переговорного процесса в целом, замдиректора института "Кавказ" выразил скептическую позицию: "Пока существует формат Минской группы ОБСЕ, Азербайджан не выйдет из переговорного процесса и окончательно подрывать его не будет. Теоретически, конечно, он может это сделать, но это повлечет в высшей степени серьезные последствия. Одним словом, этот вариант на практике не рассматривается".

Эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков заявил ИА REGNUM, что заявление Мамедъярова - очередная попытка Азербайджана надавить на Армению. "С одной стороны, Баку таким образом стремится склонить Ереван к уступкам в переговорном процессе, особенно с учетом возможной в недалеком будущем встречи президентов Армении и Азербайджана. С другой стороны, такими заявлениями азербайджанская сторона играет на внешний мир, пытаясь показать, что стремится к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта и проверить реакцию. Это еще более актуально на фоне обострения ситуации на линии соприкосновения ВС сторон в зоне конфликта, который обернулся жертвами с обеих сторон. Своего рода двойной зондаж", - заметил собеседник.

В целом же, уверен Скаков, ни это заявление, ни сопряженные с ним процессы не способны никак повлиять на переговоры по урегулированию конфликта. "Сдвиги в ту или иную сторону возможны только в двух случаях: если международные посредники сойдутся в решении надавить на стороны конфликта, или если одна из сторон решится на военные действия. По первому пункту - сегодня нет никаких признаков того, что посредники собираются оказывать скоординированное давление на Армению или Азербайджан. Что касается второго - Еревану, естественно, это не нужно вовсе, а Азербайджану это выйдет боком. Одним словом, прогноз таков: изменений не будет", - подчеркнул он.

Как ранее сообщалось, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Нидерландов Франсом Тиммермансом заявил следующее: "Чем раньше мы начнем работать над всеобъемлющим соглашением по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, тем лучше для всего региона, в том числе и для Армении". Баку, по его словам, стремится к тому, чтобы в 2014 году был достигнут прогресс в урегулировании карабахского конфликта и четко осознает, над каким планом работает.