Представители общественной национальной организации МСОО "Всемирный курултай башкир" (ВКБ) при поддержке сотрудников министерства образования республики грубо вмешиваются в образовательный процесс. Об этом ИА REGNUM сообщили в Соборе русских Башкирии (СРБ) сегодня, 6 февраля.

"В последнее время в Собор русских поступают сообщения с мест о проверках выполнения государственной программы по развитию государственных языков (русского и башкирского) в школах Башкирии, - рассказал председатель комитета по культуре и языковой политике СРБ Виктор Афанасьев. - Однако комиссия, в которую входят представители Минобразования РБ и ВКБ, проверяет только состояние изучения башкирского языка, в основном, русскими и русскоязычными школьниками". Представители Собора русских, а также других национальных организаций к участию в таких комиссиях не приглашаются.

"Представители ВКБ часто ведут себя агрессивно, выставляют свои требования в ультимативной форме в приказном порядке, - подчеркивает Афанасьев. - Такие комиссии игнорируют право родителей на выбор плана обучения в школах, грозят санкциями директорам школ, вплоть до увольнения, или ограничением финансирования школ".

СРБ и общественники Башкирии, независимо от их национальной принадлежности, отмечают "повсеместное вмешательство работников отделов образования в районах и городах в образовательный процесс", и "нарушение Закона об образовании РФ". "В законе чётко прописано, что участниками образовательного процесса являются руководство школ и родители, администрации районов не могут требовать от школ выбора того или иного плана обучения, но и они очень часто нарушают это правило, - напоминает Афанасьев. - И совершенно недопустимо, когда общественная организация (ВКБ) начинает выступать в роли контролирующего и указующего органа, в федеральном законе об общественных организациях такими функциями они не наделены".

"Почему Минобр РБ идёт на такие нарушения и куда смотрит Минобр России?" - задаются вопросом общественники, отмечая недопустимость происходящего. "В начале февраля этого года состоялась проверка изучения башкирского языка в одной из общеобразовательных школ Гафурийского района, где большинство учащихся являются русскоязычными, при этом члены комиссии вели себя очень воинственно, - сообщила жительница Красноусольска Наталья Иванова. - Члены ВКБ в нашем районе уже долгие годы проявляют неуместную активность, они могли позволить себе вмешиваться даже в процесс переписи населения".

Как отмечают эксперты, подобная языковая работа ведется с ведома исполкома ВКБ, который недавно призвал "активизировать работу в районах Башкирии".

По сообщениям " Башинформа ", деятельность комиссии по национальному образованию и науке Совета исполкома ВКБ "была направлена на взаимодействие со средними общеобразовательными учреждениями республики по сохранению и усовершенствованию преподавания башкирского языка", а члены комиссии "решили активизировать работу выездных комиссий для решения насущных проблем образования, преподавания и изучения родного края, литературы, культуры, истории башкирского народа".

"Администрация районов при вмешательстве представителей ВКБ давит на администрацию школ, а школы давят на учащихся и их родителей даже в таком вопросе, как выбор родного языка, - дополнила активистка родительского движения, член комиссии по культуре и языковой политике СРБ Галина Лучкина. - К нам обращаются родители из разных городов и районов Башкирии с сообщениями о том, что их русскоязычных детей против их воли принуждают считать родным башкирский язык только из-за того, что они имеют тюркоязычные фамилии. Последнее такое письмо пришло из города Янаула".

"При поступлении в школу в сентябре 2012 года, несмотря на моё возмущение, моего ребенка записали в группу изучения родного башкирского языка, - написала жительница Янаула Гульназ Хакимова. - Мои доводы по поводу того, что родным является язык, на котором ребенок свободно говорит, думает, культуру которого считает близкой, а также то, что ребенок не знает ни одного башкирского или татарского слова, и этот язык является для него сродни иностранному, администрацией школы приняты во внимание не были". Отмечаются последствия такого принуждения, когда русскоязычному ребенку в начальной школе на русский язык отводится меньше часов, чем на башкирский: "В результате второй учебный год ребенок изучает башкирский родной язык, не понимая на этом языке по-прежнему ни одного слова, ребенком изучается 4 часа в неделю русского языка, и 5 часов в неделю башкирского языка".

Перевод в группу изучения родного русского языка невозможен, так как, по словам учителя, "в русской группе уже 26 обучающихся и перевести ещё одного обучающегося никак нельзя, в связи с заполненностью данной группы, и группа, изучающая родной русский язык не должна делиться на 2 подгруппы, в то время как группа, изучающая родной башкирский язык, может разделиться на подгруппы, но необходимости такой просто нет".

"Я знаю, что в соседнем Татарстане схожая ситуация с навязыванием русскоязычным детям титульного языка в качестве родного, и это противоречит Конституции РФ, - подытожила Лучкина. - Рособрнадзору и федеральному Министерству образования пора обратить на эти факты самое пристальное внимание".