Гай Борисов: "Олимпийская мистика" геополитики и проблема Крыма
Силовой захват власти на Украине произошел на фоне завершающихся зимних Олимпийских игр в Сочи. В этой связи сразу вспоминаются августовские события 2008 года, когда в день начала пекинской Олимпиады военно-политическая авантюра экс-президента Грузии
Подобные совпадения, при желании, можно назвать знаковыми или даже мистическими. Но, разумеется, крымскую, абхазскую, юго-осетинскую и карабахскую проблемы объединяет вовсе не мистика, а факты исторической несправедливости и полного произвола в процессе определения их исторических судеб.
Так, например, известно, что Абхазия после советизации в 1921 году в состав Грузии не входила, но объединилась с ней в качестве самостоятельной республики на основе специального договора. Об этом свидетельствует и принятие Конституции Абхазии в 1925 году, поскольку основной закон могли иметь лишь союзные республики, а не автономии. И лишь в 1931 году, уже "явочным порядком" Тбилиси, вопреки желанию населения, понизил статус края до уровня автономной республики. Однако и после этого авторитетный абхазский лидер Нестор Лакоба постоянно поднимал вопрос о выводе республики из состава Грузии и переподчинении Москве. В числе прочего это, как считают некоторые историки, стало причиной его неожиданной смерти в конце 1936 года, после того как Лакоба отужинал дома у
Нагорный Карабах также был передан в состав Азербайджана с нарушением всех существовавших норм, произвольным решением партийного органа - Бюро компартии Закавказской федерации, причем сделано было это вопреки ранее принятым решениям о присоединении к Армении, и уж тем более - без учета армянского населения, которое тогда в Карабахе превышало 90%.
Что касается Крыма, то при его передаче Украине "в ознаменование 300-летия Переяславской рады", как известно, законы были нарушены тотально, и это стало одним из ярчайших проявлений свойственного тогдашнему советскому лидеру
Во всех приведенных и целом ряде других схожих случаев процессы насильственной перекройки внутренних границ в СССР сопровождались едва ли не демонстративным попранием закона и с рациональной точки зрения объяснимы быть не могут. Неслучайно, сразу после развала Советского Союза, когда на постсоветском пространстве возникло сразу несколько "горячих точек", эксперты заговорили о том, что начали взрываться "национально-территориальные мины замедленного действия", "заложенные" в тело советской империи. Причем эти "мины" закладывались исключительно исходя из интересов сиюминутной конъюнктуры, без оглядки на возможные долговременные последствия. Для примера достаточно привести высказывание известного советского деятеля Григория (Серго) Орджоникидзе по поводу решения о передаче Карабаха Азербайджану. "От того, как мы устроим Советский Азербайджан, зависит популяризация советской идеи на Востоке. Всякий турок, перс, индус, всякий, кто только слышал об Азербайджане, о советской власти, скажет: "Большевики хороши, а ну-ка, посмотрим, что они сделали в Азербайджане". То есть мнение "всякого турка, перса, индуса" предопределило совершение недальновидной исторической несправедливости.
Сегодня совершенно очевидно, что в ближайшей перспективе "крымская проблема", которая уже встала на повестке политической жизни и Украины, и России, будет определять не только взаимоотношения Киева и Москвы, но и может оказать огромное воздействие на постсоветское и восточноевропейское пространство в целом, повлиять на взаимоотношения России с Турцией, а следовательно - отозваться громким эхом и в Закавказье. Не будем перечислять общеизвестные факты (избрание мэром Севастополя российского гражданина, российский стяг над горсоветом Керчи, визит в Симферополь депутатов Госдумы РФ и т.д.). Отметим лишь публикацию одной из ведущих польских газет Rzeczpospolita, в которой, в частности, говорится: "Польская разведка полагает, что Москва может предпринять попытку воспользоваться сепаратистскими силами для отделения Крыма от Украины. Призывы к независимости звучали недавно из крымского парламента, а власти Севастополя призвали жителей быть готовыми к "обороне города". Дальше всего пошли спонсируемые Москвой общественные организации, которые обратились к Путину с "просьбой вмешаться и защитить русское население". Симптоматично также, что помощник президента США по национальной безопасности
При всём том очевидно, что русское национальное сознание никогда не смирялось и впредь не смирится с очевидной исторической несправедливостью и никогда не сможет рассматривать Крым как часть Украины. И в этом - существенное отличие крымской проблемы от проблем Абхазии, Осетии, Карабаха и даже Приднестровья. И в этой связи вероятна актуализация известного постановления Верховного Совета РФ № 2809-1 от 21 мая 1992 года "О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году". Этим документом Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" признается ничтожным. Это может послужить правовой основой для начала процесса интеграции полуострова. В то же время следует учитывать, что в результате Россия и Украина надолго станут враждебными друг другу странами, как это случилось с Грузией, с которой до сих пор нет дипотношений, а все заявления о желательности нормализации остаются лишь словами, Грузия целенаправленно движется в ЕС и
При этом основой любой договоренности должны стать реальные пожелания и стремления населения. Опыт показывает, что без этого проблемы подобного рода никогда не получают долгосрочного решения.
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM