Скандальный закон о языках, внесенный на утверждение в Верховную Раду Украины и отложенный до поры до времени Александром Турчиновым это, по большому счету, бомба замедленного действия для всей Украины. Безусловно, основной удар на себя примет русскоязычное население, которое внезапно исцелившаяся Тимошенко в разговоре с Шуфричем предложила с оружием в руках "мочить". Но при этом не лишним будет напомнить и о перспективах других нацменьшинств, проживающих на Западной Украине.

Сегодня заявления двухгодичной давности руководителя Института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии Александра Фельдмана о том, что Украина может служить наглядным примером "удавшегося этно-стабильного государства для стран Европы, раздираемых этно-культурными и религиозными противоречиями" вызывают разве что грустную улыбку.

Одним из последних эпизодов "этно-стабильности" стала ситуация с волынскими чехами. Как уже сообщало ИА REGNUM, на прошлой неделе около 40 чешских семей с Волыни обратились с просьбой переселить их на свою историческую родину.

По словам председателя Общества волынских чехов в Житомирской области Украины Эммы Снидевич, в последнее время значительно увеличилось количество преступлений в отношении нацменьшинств, появились бандиты, переодетые в полицейскую и военную форму. При этом силы правопорядка, как правило отказываются расследовать подобные инциденты.

Чехи живут на территории Украины со второй половины XIX века. В настоящее время на Волыни - исторической области на северо-западе современной Украины - проживают около 20 тысяч этнических чехов. Самые печальные страницы в истории местной общины датированы 1943 годом, когда фашисты согнали около 400 жителей деревни Чешский Малин в церковь и подожгли их заживо.

Привожу воспоминания одного из спасшихся чешскомалинцев Йозефа Алоиса Мартиновского. "Во второй половине дня мужчин загнали в здание школы и православной церкви, а женщин с детьми в деревянные сараи. Потом эсэсовцы стали бросать внутрь ручные гранаты, а после полили здания бензином и подожгли. Позже сожгли все село. В огне погибли 374 чеха, 26 поляков и 132 украинца из соседнего Украинского Малина. С ними и моя жена и 12-летняя дочь Алиса. Спаслись только те, кого в тот страшный день не было дома, а также мужчины, отобранные сопровождать скот в Олиц (среди них и автор комментария - прим. А.Михайленко). Позже нас ожидал расстрел, но по дороге мы разбежались", - вспоминает Мартиновски.

Газета Deutche Ukraine Zeitung, издаваемая тогда в Луцке, потом написала, что "при зачистке в Малине было ликвидировано около 500 бандитов". Формулировка очень сильно напоминает лозунги лидеров Евромайдана, которые под лозунгами "банду геть" активно призывали население к люстрации "бандитского" окружения Януковича.

С учетом высокой популярности радикальных элементов из "Правого сектора" на Западной Украине, а также их методики - поставить на колени пассажиров польского автобуса и заставить кричать их "Слава Украине!", несчастных чехов сегодня вполне могут обложить каким-нибудь "революционным" налогом и забрать их скот на опять же "революционные" нужды.

Чешская проблема не самая масштабная в Западной Украине даже по местным меркам. И если у самой Чехии вряд ли есть какие-то тайные желания отщипнуть немножко украинской земли в свою пользу, то с другими европейскими соседями Украины все немного сложнее.

Есть Польша, которая, не скрывая по большому счету своих устремлений, хочет вернуть Галицию обратно, восстановив таким образом в усеченном варианте Речь Посполитую. Еще есть украинские поляки, которые обрадовались возможности евроинтегрироваться и сгоряча поддержали Евромайдан, о чем видимо теперь жалеют. И есть массовая раздача так называемой "карты поляка", которая дает определенные льготы при получении польского гражданства.

В Румынии уже долгое время существует политическая партия "Великая Румыния", руководитель которой Вадим Корнелиу Тудор (депутат Европарламента к слову) считает Украину искусственным государством, образовавшимся из обломков других стран. Кстати, Бухарест еще в 1994 году принял законы о раздаче паспортов этническим румынам, проживающих на территориях, когда-либо входивших в состав Румынии. Здесь речь идет, прежде всего, о жителях Молдавии и Черновицкой области Украины (Северной Буковины). По данным последней переписи, румынами в среднем по области себя считают около 20% жителей. В Герцаевском районе их процент переваливает за 90%, а в Глыбокском и Сторожинецком районах - приближается к половине.

В местных школах идет преподавание на румынском языке, выпускаются газеты, журналы и телепередачи. Местные румынские организации даже претендуют на представительство в органах власти. При этом нет никакой уверенности, что сегодняшние власти в Киеве согласятся пойти навстречу вполне себе логичному желанию румынского нацменьшинства.

Есть еще венгерская партия "Йоббик", которая на протяжении длительного времени добивается территориальной автономии для венгров в Закарпатье, а осенью 2013 года даже провела там свой форум. Само собой идет активная раздача паспортов местным мадьярам, венгерский язык пока еще имеет официальный статус в Береговском и Виноградовском районах Закарпатской области. А в 2012 году в Венгрии начала действовать новая конституция, в которой есть такие строчки: "Венгрия, руководствуясь идеей единства венгерской нации, несёт ответственность за судьбу живущих за её пределами венгров. У каждого венгерского гражданина есть право на защиту Венгерского государства во время его пребывания за рубежом". Так что здесь радикалы могут столкнуться с наиболее серьезным сопротивлением.

В общем, предпосылок к тому, чтобы лоскутное одеяло Западной Украины затрещало по швам, больше, чем достаточно. Очевидно, что взорваться этот "многонациональный коктейль" может, если новые власти в Киеве не прекратят свою бестолковую политику в отношении национальных меньшинств и языков, и осознают, что в сложившейся ситуации поговорка "где тонко - там и рвется" применима не только к юго-востоку Украины, но и к вотчине "Правого сектора" - Западной Украине.

Анна Михайленко