Первый министр обороны восстановленной Литвы Аудрюс Буткявичюс, работающий сейчас в Восточной Украине специалистом по революциям, говорит, что украинцам трудно остановить Россию, поскольку новая власть еще до конца не осознала, "насколько опасным врагом является ее сосед". Если Киев не предпримет меры, Россия будет прорываться дальше - в сторону столицы, считает Буткявичюс, который неоднократно публично заявлял, что именно он придумал сценарий противостояния советским войскам в январе 1991 года, когда при до конца неизвестных обстоятельствах погибли 14 человек. Сам Буткявичюс позже признавал, что для краха операции псковских десантников в Вильнюсе нужны были жертвы среди мирного населения.

По данным портала lrytas.lt, Буткявичюс сегодня на Украине консультирует некоторых представителей власти по вопросам решения кризиса в Восточной Украине. На вопрос, где точно он находится и чем занимается, политик в шутку отвечает: "Пью горилку, ем пельмени". ИА REGNUM сегодня, 17 апреля, переводит основные моменты интервью с Буткявичюсом, у которого, по собственному признанию, идеалом проведения цветных революций является Джим Шарп.

Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Украине. Возможно ли ее еще остановить?

Проблема в украинской власти, которая никак не хочет понять, что Россия - это враг, что война уже началась. Также нужно что-то делать с сознанием мирных жителей, дать понять, что для них ставят ловушку. Мирный житель зачастую даже не осознает, что против него цинично используется множество военных хитростей, постоянная ложь - заранее готовится ситуация, в которую он втягивается, и он постоянно будет в худшем положении, так как основное условие военного мышления - это военная хитрость.

Но, возможно, это естественно, поскольку большинство жителей на Востоке - русские, и они поддерживают Россию?

Это не так. Мы можем говорить о городах, в которых на самом деле такая ситуация. Но в сельских местностях положение совершенно другое. Я сейчас там нахожусь и могу сказать, что в деревнях у жителей нет никакого интереса присоединяться к России. В деревнях люди знают, как живут люди в российских деревнях, поэтому они не видят никаких преимуществ. Несмотря на то, на каком языке они разговаривают, они считают себя украинцами. А в городах живут многие люди из России, прибывшие в те времена, когда строились крупные заводы. На основе этих людей сейчас формируется политика России. Но мы не можем говорить о всех городах. Если Донецк или Луганск на самом деле находятся под влиянием России через русскоязычное население, все остальные города такими не являются.

В настоящее время множество людей напуганы, они не знают, что происходит, что нужно делать. Но на самом деле активных людей очень мало. Они заранее готовы действовать в пользу России. Потому что сам метод, который использует Россия, говорит о том, что у него нет большой поддержки жителей. Сначала присылаются российские военные, которые агитируют местных, создают пункт сопротивления, он вооружается, потом вербуются местные, чтобы защищать этот пункт от якобы нападающих на них бандеровцев.

Россия для того, чтобы прийти к этой ситуации, два года распространяла слухи о западных украинцах, как о смертельном враге. В конце концов это дало свои плоды. Люди, живущие в такой информационной среде и смотрящие российские программы, начали верить, что возникает угроза их безопасности. Хотя у нас ни одного случая, чтобы можно было бы утверждать, что какие-то бандеровцы пытались расправиться с восточными украинцами.

Почему вы говорите, что власть Украины еще не осознала, что Россия - это враг. Когда слышишь высказывания новых руководителей, кажется, что они это понимают.

К сожалению, за этим должны следовать действия. Но нет никаких действий. Одна лишь военная риторика показывает лишь опереточный взгляд власти на вопросы обороны.

Возможно, Украинская армия слишком слаба или не верна стране?

За эти 20 лет многие люди пришли в армию, как в место, где получается зарплата, можно беззаботно жить. Были созданы теплые местечки, а сейчас, когда армия превратилась в рискованное место, многие пожилые военные не решаются или не готовы бороться. Такое положение сейчас во многих армиях. Нужны решительные действия - сменить всех офицеров высокого ранга военными более низкого ранга, которые хотят служить, стремятся к карьере, отличаются большей верностью. У Украины до сих пор одна из самых больших армий в Европе. Здесь столько возможностей, им под силу дать серьезный отпор.

Но и сами военные кажутся неготовыми к борьбе, они отдают танки врагам и сдаются.

Думаю, эта ситуация возникла по причине глупости, когда войска были введены в город, но они не знали, как поступать, что делать, когда их окружают мирные жители.

Чем все может кончиться, если власть Украины не примет решительные меры?

Сейчас нужны не решительные, а эффективные меры. Эти решения - не обязательно военные. У Украины достаточно военных возможностей, чтобы не позволить России использовать силу на таком уровне, что ввести на Украине политический контроль России. Украинцы, используя различные техники мягкой силы, способны защититься от пропаганды России. Согласно моим прогнозам, если украинцам хватит сил перегруппироваться, им под силу остановить Россию на своих границах. Если нет - дело дойдет до Днепра. Если еще нет - Украина лишится практически всего побережья Черного моря. В таком случае будет оставлен небольшой кусок - львовская Украина, которая ни для кого не опасна.

А кому достанется Киев?

Все зависит от того, насколько важна для Путина мифология. Москва постоянно чувствовала комплекс из-за Киева. Проблема в том, что если лезть внутрь Украины, хочешь не хочешь, даже при бездействии власти, Россия начнет считать гробы. Я думаю, никто из россиян этого не хочет, поэтому они будут идти до тех пор, пока им будет хватать мягкой силы.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в этом году Буткявичюс уже делал в литовских СМИ заявление, которое идёт вразрез с официальной принятой в Литве хроникой событий 13 января 1991 года. Он рассказал, что 13 января 1991 года из Киностудии в Вильнюсе в парламент Литвы было доставлено оборудование, которое во время съемок создает картину пожаров или взрывов. Шла подготовка к худшему варианту: если советские десантники начнут штурм парламента. Буткявичюс не отрицал, что намеревался сжечь здание парламента. Правда, при помощи кинотехники мир увидел бы более драматичный вид горящего Сейма. Отметим, что ранее Аудрюс Буткявичюс неоднократно назывался режиссером тех трагических событий января 1991 года. Он публично даже признавался, что планировал жертвы, однако позже отрекся от своих слов, когда в провокациях Буткявичюса и его сторонников обвинил лидер левого Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис, которого за слова "как сейчас выясняется, свои стреляли в своих" осудили по статье отрицание советской агрессии и оккупации. Однако слова Буткявичюса и готовящихся им провокациях неоднократно задокументированы в его различных интервью.