Новый околонаучный скандал произошел в конце этой рабочей недели в республике. Стало известно, что Институт истории Академии наук Татарстана выдвинул на Государственную премию имени Габдуллы Тукая в номинации "Произведения литературы и искусства" бывшего главу Нурлатского района Фатиха Сибагатуллина. Поводом для награждения доктора ветеринарных наук, создателя коневодческого завода "имени себя" в Нурлате, бывшего министра сельского хозяйства, а ныне депутата Государственной Думы от Татарстана Сибагатуллина стала серия книг: "От Атиллы до Президента", "Великие татары - строители и защитники Государства Российского" и "Татары и евреи".

Обращение к руководству Татарстана с просьбой поддержать инициативу Института истории подписали различные политики федерального масштаба и общественные деятели. Среди более 60 подписантов - председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, генерал-полковник Владимир Колесников, депутат Владимир Ресин, писатель Мурад Аджи, генерал армии Махмут Гареев, глава РТНКА Москвы писатель Ринат Мухамадиев, профессора, академики и многие другие.

Причина же возмущения широкой публики в Татарстане проста. Во-первых, комментаторы подозревают, что Сибагатуллин все эти книги писал не сам, а с помощью "литературных негров". Ведь чтобы написать даже одну книгу, требуется значительное свободное время, тем более, если книги позиционируются автором как "научные труды по истории", а не просто как литературные произведения. Это еще больше замедляет процесс написания, поскольку необходимо знакомиться с историческими источниками и монографиями. Сибагатуллин же, как депутат Госдумы, не может иметь много свободного времени, уверены комментаторы на различных форумах. Называются даже конкретные имена. В частности, в числе настоящих авторов - главный редактор издательства "Фан" ("Наука") Академии наук Татарстана, кандидат исторических наук Булат Хамидуллин.

Во-вторых, согласно положению о Государственной премии им. Г. Тукая выдвижение кандидата в области литературы может происходить только по инициативе творческого союза, в данном случае, Союза писателей Татарстана. Институт истории АНТ, как научное учреждение, мог бы выдвинуть эту книгу, но уже как достижение в области науки и техники. То есть налицо - нарушение положения о госпремии республики.

В-третьих, у читателей и экспертов есть масса вопросов к собственно содержанию книг, которые подаются не как беллетристика, а как научные труды. Ангажированность, отсутствие ссылок на исторические источники, книги других историков, т.е. без сопровождения научно-справочного аппарата... А ведь автор позиционирует свои книги как научно-исследовательские работы. Но даже до жанра "исторических рассказок" они дотягивают с большим трудом. Например, в своей книге "от Атиллы до Президента" Сибагатуллин утверждает, что жители Киева говорили на тюркском языке, да и сам Киев с тюркского переводится как "город зятя" (с.7). Ираноязычные аланы, скифы и сарматы на самом деле - тюрки (с.17), а Кирилл и Мефодий придумали тюркскую, а не славянскую письменность (с.53-54). Точно так же тюрки заложили основу украинской нации (с.57), "никакой христианской цивилизации уже давно не существует" (с.124), "тотальная христианизация русского населения произошла только лишь при татарских ханах" (с.101), "задолго до принятия христианской веры Древняя Русь обладала самобытной духовной и материальной культурой, возникшей под влиянием туранского "язычества" (с.79), "в Европе и мусульманских странах долгое время считалось, что первой не "языческой" верой русского народа был ислам" (с.83)... И тому подобное в соответствующем духе.

Вообще, национальную историю татарского народа, которую последние 20 лет сочиняют в Казани, должны изучать, скорее, не коллеги-историки, а этнографы и фольклористы, занимающиеся сбором легенд, мифов и сказок. Ведь назвать то, что пишут в изданных в "третьей столице России" научных трудах, научными текстами назвать невозможно. Они больше напоминают произведения в жанре фэнтэзи, чем академическую литературу. Историческая наука Татарстана тяжело больна тюркоманией - родом националистической паранойи, когда в прошлом всех древних цивилизаций пытаются найти тюркские корни.

При этом абсолютно не берется в расчет элементарная логика, факты, научные исследования других российских и зарубежных ученых, которые если не подтверждают очередное "открытие" татарских академиков, то тут же обвиняются в европоцентризме или татарофобии. Только этим можно объяснить, что книги Сибагатуллина выдвинуты Институтом истории АНТ в номинации "за лучшее литературное произведение". Видимо, всё-таки даже у таких ангажированных деятелей как директор Института истории АНТ Рафаэль Хакимов есть понимание: все, что пишет Сибагатуллин, это не наука.

Но для чего тогда Сибагатуллин пытается свою книгу представить в качестве научной работы? Знают ли федеральные деятели вроде той же Валентины Матвиенко, которые подписывали обращение к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой дать Сибагатуллину Тукаевскую премию, о чем вообще его книги? Читали ли они хоть страницу из шедевров, написанных знатным коневодом? И задумывались ли они над тем, сможет ли автор пересказать содержание, ведь для этого нужно владеть литературным русским языком. Или хотя бы просто хорошим русским...

Присуждение престижной республиканской премии Фатиху Сибагатуллину и ему подобным авторам только обесценивают значимость самой Государственной премии им. Тукая. Да, практика "литературных негров" - весьма распространенное явление для политиков и государственных деятелей. Но стоит ли такие работы выдвигать на госпремии? Сразу вспоминаются литературные удачи Леонида Брежнева, который за книги "Малая земля", "Возрождение" и "Целина" (настоящие авторы - Анатолий Аграновский, Аркадий Сахнин и Александр Мурзин - прим.), был удостоен Ленинской премии по литературе в 1979 году. Это политическое решение нанесло главной Государственной премии СССР огромный урон, а в народе еще много лет на эту тему ходили анекдоты.

Пока же создается впечатление, что автором движет одно - желание стать лауреатом Государственной премии им. Габдуллы Тукая. Вот только чем это обернется для самой награды? Для ее престижа, значимости и моральной ценности? Не получится ли так, что после награждения Сибагатуллина она превратится в аналог Шнобелевской премии, получение которой будет лишь позорить ее обладателя?

Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии

Справка ИА REGNUM. Государственная премия имени Габдуллы Тукая была учреждена в ТАССР в 1958 году. Награда присуждается за "наиболее выдающиеся, получившие общественное признание, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры произведения литературы и искусства (изобразительного, музыкального, театрального, эстрадно-циркового, кино, архитектуры и градостроительства), отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства, обладающие своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью, а также за выдающиеся научные исследования в области искусствоведения и литературоведения". Ее денежный эквивалент составляет 500 тысяч рублей.