Интеграция постсоветских республик в рамках Евразийского союза не предполагает воссоздания СССР. Об этом 9 апреля в Минске в интервью чешской газете "Лидове новины" заявил министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.

"В последнее время, еще в прошлом году наметились определенные подвижки в политической сфере", - сказал глава МИД Белоруссии. Он отметил, что изменению в отношениях между республиками может способствовать политика нового правительства Чехии.

"Мы считаем, что экономика не должна быть подвержена политике. В прошлом году у нас сложился очень хороший товарооборот - более 590 млн. долларов. В нашу страну пришли 60 млн. долларов инвестиций из Чехии. В Белоруссии работают более 100 предприятий с чешским капиталом", - сказал Макей, отметив, что Белоруссия и Чехия реализуют 40 инвестиционных проектов.

"Нам все говорят: "мы заняты Украиной, куда тут до Белоруссии, маленькая, ничего не значащая страна", - сказал Макей, оценивая нынешний уровень отношений официального Минска с зарубежными партнёрами.

Оценивая уровень отношений с разными странами ЕС, Макей сказал: "Но, как я понимаю, главная проблема состоит в том, что в отношении Белоруссии Европейским союзом были в свое время введены санкции. И Чехия, как член Евросоюза, послушно "щелкая каблуками", должна принимать как нечто данное установки из Брюсселя. Это не в упрек Чехии, это констатация факта, это делает любое другое государство Европейского союза".

По мнению Макея, со стороны ЕС последовала "абсолютно неадекватная реакция" на подавление 19 декабря 2010 года выступления противников дальнейшего нахождения Александра Лукашенко у власти (Лукашенко бессменно занимает пост президента постсоветской республики с 1994 года). "Почему неадекватная? Потому что 243 человека у нас находятся под санкциями, 32 предприятия", - пояснил глава МИД Белоруссии. Он отметил также, что "природа этих санкций абсолютно абсурдна".

"Но я хотел сказать о другом: против Сирии, в которой идут боевые действия, введены санкции против лиц, список которых в два раза меньше, чем в Белоруссии. Или возьмем недавние санкции против России, которые были введены после известных событий в Крыму. Понятно, что стоит за этим. Белоруссия - маленькая страна, Россия - большая", - сказал Макей.

"Нам выгодно иметь нормальные связи с Европейским союзом и с Россией одновременно, потому что это приносит конкретные дивиденды для конкретного человека. Мы должны думать о том, чтобы люди жили нормально, чтобы ситуация в стране была нормальной. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы иметь нормальные отношения и с Востоком, и с Западом", - заявил глава МИД Белоруссии.

"Наверное, удел Белоруссии - балансировать между Востоком и Западом. И как бы кто это ни оценивал, если мы хотим думать о будущем нашего государства, то мы обязаны будем находить взаимоприемлемый уровень отношений и с Россией, и с Западом", - констатировал Макей.

Характеризуя сотрудничество в рамках программы Евросоюза для постсоветских республик "Восточное партнёрство", Макей сказал: "Когда мы встречаемся с моими европейскими партнерами, они открыто признают, что ситуация в Белоруссии по сравнению с некоторыми странами, в том числе, и с участницами "Восточного партнерства", и с рядом постсоветских стран, ничуть не хуже, а во многом даже и лучше, чем в этих странах. Но, видите ли, говорят нам, они, как бы, далеко находятся, а Белоруссия - близко, на нашей границе, поэтому вот мы тут вынуждены с удвоенной, утроенной критикой выступать в ваш адрес. Это дает нам абсолютно правомерный повод говорить о наличии двойных и даже тройных стандартов в отношении Белоруссии, а я, честно говоря, называю это современной формой расизма по отношению к равноценным государствам. Потому что за одни и те же какие-то "прегрешения" государства наказываются по-разному. Такого быть не должно".

Министр отметил также, что "мы абсолютно не приемлем открытой и откровенной поддержки белорусской оппозиции со стороны государств Европейского союза, и в том числе, со стороны Чехии. Такая поддержка осуществляется и существует: это и материальная, финансовая поддержка. Мы категорически против этого, мы будем противодействовать этому всяческими способами и, конечно же, это будет оказывать воздействие и на атмосферу наших взаимоотношений".

"Что для нашего человека главнее? Не главнее выйти на улицу и кричать "Да здравствует свобода!" или "Да здравствует демократия!" и так далее. И в результате можно доиграться до того, что произошло на Украине. Для нас важнее право на жизнь, чтобы мы могли спокойно гулять по улицам, чтобы не было преступности, право на работу, право на достойную заработную плату, право, как у нас раньше говорили, на счастливое будущее, это я утрированно говорю, и так далее, - цитирует министра пресс-служба МИД Белоруссии. - И как бы кто ни пытался извне насадить нам понимание того, что другие права важны, мы пока не готовы к этому".

Характеризуя правление Лукашенко, глава МИД постсоветской республики сказал: "В случае прихода к власти многих политиков, на которых делает ставку Запад, я убежден, Белоруссия оказалась бы на задворках того или иного направления. В ближайшее время я не вижу такой фигуры, которая пришла бы на замену Александру Лукашенко. Надо отдать должное, и Европа должна это тоже понять, что именно благодаря ныне действующему президенту Белоруссия проводит самостоятельную, независимую внешнюю политику, как бы сложно нам ни было. Благодаря ныне действующему президенту сохранены независимость, суверенитет и территориальная целостность нашей страны. Мы четко понимаем, что мы живем в Европе в географическом плане. Мы намерены и дальше развивать наши связи с Европой, намерены жить в нашей общеевропейской семье, и мы вносим очень серьезный вклад в европейскую стабильность. Взять хотя бы то, что происходит у нас на границах, когда мы задерживаем там огромное количество нелегальных мигрантов из Азии, которые через открытую границу с Россией проникают туда, когда мы боремся с трансграничной преступностью, торговлей людьми. Спросите у Литвы, Латвии, Польши, других стран: мы создаем им какие-то территориальные проблемы? Отнюдь нет. Поэтому Европа, я убежден в этом, должна ценить эти вещи, которые происходят именно при "опальном" президенте Лукашенко. И если Европа этого не понимает, то это проблема Европы".