Воссоединение Крыма с Россией на основе реализации принципа права наций на самоопределение естественным образом актуализировало вопрос о дальнейшей судьбе остающихся пока непризнанными Приднестровья и Нагорного Карабаха.

В первом случае не исключается проведение аналогичного крымскому референдума о присоединении к РФ. Что касается Карабаха, то здесь ситуация не столь однозначна, поскольку свой выбор в пользу независимости карабахские армяне сделали уже более 20 лет назад. Кроме того, Молдавия не ставит вопрос о силовом возвращении ПМР, и более того - рискует подвергнуться дальнейшей фрагментации, если из её состава выйдет Гагаузия. Между тем, Азербайджан не только настаивает на возвращении экс-автономии, но регулярно угрожает сделать это силовым путем, постоянно наращивая и совершенствуя свои вооруженные силы и их оснащение. Также Баку, совместно с Турцией, осуществляет многолетнюю транспортно-энергетическую блокаду Армении, существенно ограничивая экономические возможности армянской стороны, её участие в региональных транснациональных проектах, что подрывает возможности развития страны.

По мнению ряда азербайджанских экспертов, ограничив возможности армянской экономики и выделяя на оборонную сферу средства, равные совокупному бюджету Армении, Баку имеет неплохие шансы для осуществления блицкрига в Карабахе. При этом в Азербайджане надеются, что Запад, весьма заинтересованный в расширении альтернативных путей поставок энергоносителей в обход России, молчаливо одобрит военную операцию, хотя очевидно, что она неизбежно будет сопровождаться многочисленными жертвами и разрушениями.

В настоящее время азербайджанская сторона ведет широкую кампанию воздействия на западное (в первую очередь - европейское) сообщество, открыто намекая на возможность отказа от развития энергетических инфраструктур, которые должны диверсифицировать поставки энергоносителей в Европу. Как заявил в этой связи азербайджанский вице-премьер Али Гасанов, "США, Европа пользуются нашими энергоресурсами. Почему же они не отстаивают справедливую позицию в нагорно-карабахском вопросе... не оказывают нам реальной поддержки?". Одновременно Баку "выражает недоверие" американскому сопредседателю Минской группы ОБСЕ, послу Джеймсу Уорлику, который, якобы, слишком уж прислушивается к мнению армянской диаспоры США. Кроме того, в Баку пытаются обеспечить, по меньшей мере, нейтралитет Тегерана на случай военной операции против Карабаха, о чем свидетельствуют итоги прошедшего визита в ИРИ президента Ильхама Алиева.

Параллельно Азербайджан проводит внушительные военные демонстрации - наподобие недавних корпусных маневров в Нахичеванской автономии в 60 километрах от армянской столицы - Еревана. Симптоматично, что за этими учениями наблюдал министр обороны Турции, которая, наряду с Россией, согласно договору от 1921 года является гарантом статуса этого края в составе Азербайджана. Крупные учения с использованием фронтовой авиации состоялись на днях и вблизи линии соприкосновения войск в Карабахе.

В этой связи некоторые западные эксперты прогнозируют, что на фоне нагнетания военной напряженности уже вскоре США попытаются предпринять мощное дипломатическое наступление с целью урегулировать карабахский конфликт, как утверждает, например, Бренда Шеффер в статье "Нагорный Карабах после Крыма", опубликованной в Foreign Affairs. При этом указывается, что "в свете аннексии Россией Крыма, США, по-видимому, более чем когда-либо нацелены на решение затянувшегося конфликта, который поддерживался Россией для сохранения своего влияния в регионе". Отметим, что на это же нацелены возобновившиеся попытки Турции реанимировать процесс примирения с Арменией, что, как известно, не может произойти без значительных уступок армянской стороны в Карабахе.

Поскольку ясно, что ни американские, ни турецкие инициативы ни к каким результатам не приведут, пока не будет разрешен фундаментальный вопрос юридического признания де-факто независимого статуса Нагорного Карабаха, то Баку, указывая на "неуступчивость" и "неконструктивность" армянской стороны, может решиться на силовую операцию. Об этом заставляет думать, в частности, и та эйфория, которая царит на Апшероне в связи с расширяющимся азербайджано-российским военно-техническим сотрудничеством. Бакинские эксперты указывают, что только в прошлом году Азербайджан закупил у России вооружений на $ 3,5 млрд, что составляет 85% оружейного импорта страны. На основании позитивных итогов переговоров недавно побывавшего в Баку начальника Генштаба России, генерала армии Валерия Герасимова с азербайджанскими должностными лицами делается вывод, что Москва, в свете грозящих западных санкций из-за украинского кризиса, не захочет терять столь перспективный рынок сбыта оружия и, соответственно, не станет вмешиваться в случае наступления азербайджанских войск в Карабахе.

Однако выводы такого рода выглядят крайне рискованными. Не следует забывать, что Россия и Армения не только состоят в ОДКБ, но также имеют двусторонний договор о военно-техническом оборонном сотрудничестве. На этой основе РФ, в частности, поставляет армянской стороне вооружения, позволяющие поддерживать баланс сил в регионе, а также проводит модернизацию и расширение своей 102-й базы в республике, в особенности - её авиационной компоненты. Серьезным шагом в указанном направлении стала, в частности, дислокация на аэродроме "Эребуни" в окрестностях Еревана вертолетной эскадрильи, укомплектованной боевыми и транспортными машинами. Кроме того, некоторые неофициальные источники утверждают, что личный состав подразделений 102-й базы пополняется профессиональными горнострелковыми частями.

Разумеется, официально российская база в Армении должна обеспечивать неприкосновенность территории республики и в случае возобновления войны в Карабахе участвовать в боевых действиях не может. Но следует учитывать ряд нюансов. Например, тот факт, что не менее половины военнослужащих базы - это армяне, имеющие российское гражданство, которые при необходимости могут выступить в роли добровольцев, пришедших на помощь карабахским соотечественникам. Кроме того - и это еще более существенно - война в Карабахе очень быстро и с неизбежностью перерастет в войну Армении с Азербайджаном, поскольку Ереван является военным гарантом НКР - точно так же, как Москва является гарантом Армении. Прогнозировать подобный сценарий позволяют и многочисленные кровопролитные инциденты на армяно-азербайджанской границе, которые зачастую являются более масштабными, нежели перестрелки на линии соприкосновения в Карабахе.

В этом случае Россия с полным основанием может вступить в войну для выполнения взятых на себя союзнических обязательств. Подчеркнем, что если сегодня, в силу отсутствия каких-либо оборонных договоренностей между РФ и Украиной, Запад говорит о "российской агрессии" в Крыму, то в случае с Арменией об этом речи быть не может, поскольку всё будет происходить в полном соответствии с международным правом. Исключено также вмешательство в конфликт Турции, поскольку это стало бы началом полномасштабного конфликта между НАТО и ОДКБ.

В таком варианте Азербайджан подвергнется невиданному и очень скорому разгрому с весьма вероятным крушением нынешнего режима. О поставках каспийских энергоносителей в Европу, как уже осуществляющихся, так и планирующихся, можно будет надолго забыть. Равно как и о каком-либо влиянии ЕС и США на положение дел в Закавказье. Думается, и в Баку, и в Вашингтоне, и в Брюсселе должны ясно понимать высокую вероятность подобной перспективы.

О том, что эта перспектива отнюдь не умозрительна, косвенно свидетельствует и завершившийся визит в Иран армянского министра иностранных дел Эдварда Налбандяна. Неслучайно, что он состоялся почти сразу после поездки в Тегеран азербайджанского президента и министра обороны. Очевидно, что стороны противостояния зондируют позицию ИРИ, как важного регионального игрока, в свете вероятного резкого обострения обстановки в Закавказье. Неслучайно и то, что именно сейчас Россия заявила о готовящихся поставках в Абхазию значительного количества современной бронетехники. Усиление российского военного присутствия в регионе должно стать фактором, способным противостоять любым авантюристическим планам внерегиональных игроков.

Напомним, что 12 мая исполнится 20 лет с момента вступления в силу Бишкекского протокола (1994 год), который положил конец двухлетней азербайджано-армянской войне в Карабахе. Этот документ, созданный благодаря российскому посредничеству и подписанный командующими азербайджанской, армянской и нагорно-карабахской армий, позволяет два десятилетия поддерживать в регионе без участия международных разъединительных сил пусть хрупкий, но всё-таки мир, а как известно, худой мир лучше доброй войны. Не хотелось бы, чтобы юбилейная дата совпала с началом нового, намного более кровопролитного и разрушительного противостояния.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM