Представители прозападной оппозиции в Белоруссии потребовали запретить распространение и использование символа победы советского народа в Великой Отечественной войне - "георгиевской ленточки". Вскоре после этого о запрете на использование "георгиевской ленточки" в своих мероприятиях заявил созданный в поддержку Александра Лукашенко "Белорусский патриотический союз молодёжи". По мнению ряда экспертов, поддержка официальным Минском "новых властей Украины" и заявления о запрете на использование "георгиевской ленточки" - звенья одной цепи. Своё мнение по данному вопросу 7 мая в интервью ИА REGNUM высказал белорусский политолог Всеволод Шимов.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете предписание пропрезидентской организации запретить использование "георгиевской ленточки" 9 мая в Белоруссии?

Возможно, какие-то "перегибы на местах" в свете украинских событий. Насколько можно судить по праздничному оформлению Минска, целенаправленной борьбы с "георгиевской" символикой не ведётся, а на бытовом уровне лента воспринимается как однозначный символ Победы - граждане активно украшают автомобили георгиевскими лентами. Вместе с тем, нельзя не отметить, что на официальном уровне предпочтение действительно, как правило, отдается "красно-зеленой" символике. Видимо, тем самым хотят подчеркнуть белорусский контекст события, тем более, что нынешний белорусский флаг является прямым наследником флага советской Белоруссии. В силу этого красно-зеленая и георгиевская ленты воспринимаются как явления одного символического ряда, и противопоставить их вряд ли удастся.

ИА REGNUM: Трагедия 2 мая в Одессе - результат давно реализуемой в постсоветской республике политики или трагическая случайность?

Одесская трагедия, безусловно, стала следствием планомерной и многолетней русофобской политики. Украинское государство, по сути, планомерно развращало своих граждан, приучало их быть нечувствительными к злу. Советский "иммунитет" против нацизма последовательно разрушался посредством системы образования (какой кромешный ужас представляют учебники украинской истории, хорошо известно), средств массовой пропаганды и т.п. Разумеется, в первую очередь это оказывало воздействие на молодое поколение, которое с рождения росло в таком информационном поле. Одесская трагедия знаменуют собой выход на историческую арену этого первого поколения независимой Украины - недаром зловещим символом "одесской Хатыни" стали девчонки, разливающие "коктейли Молотова", в адском огне которых сгорели десятки человек.

ИА REGNUM: Возможно ли повторение в Белоруссии событий, аналогичных нынешним украинским - например, трагедии 2 мая в Одессе?

Повторение чего-то подобного в Белоруссии в обозримой перспективе представляется маловероятным. Культ Великой Отечественной войны остается одним из краеугольных в государственной идеологии, ему посвящены сразу два праздника - собственно День Победы и День Независимости. Кроме того, белорусское коллаборационистское движение было намного слабее, чем западноукраинское, и не породило таких, с позволения сказать, ярких героев, как Степан Бандера или Роман Шухевич. Историческая память белорусов на массовом уровне связана с антинацистским партизанским движением, и "перекодировать" ее по украинскому сценарию намного сложнее. Поэтому погромные русофобские настроения остаются уделом пусть и крикливого, но маргинального меньшинства. А негативный украинский опыт, свидетелями которого мы являемся в реальном времени, скорее всего, также станет хорошей антинацистской прививкой для белорусского общества. Во всяком случае, очень хочется в это верить.