В Южной Осетии никуда далеко ходить не надо, чтобы не набрести тут же за углом на целую кучу тем, которые при самом небольшом желании и почти без усилий можно было бы превратить в предвыборную программу чисто популистского характера. Достаточно только оглянуться вокруг - и простые популистские лозунги разом добавят привлекательности любой политической партии. Их даже нет смысла перечислять, настолько они очевидны, особенно в социальной и экономической сферах. И более того - эти лозунги вполне осуществимы, их можно реализовать на практике, еще больше добавив себе народной любви уже после того, как голоса будут подсчитаны, а кресла в парламенте поделены.

Есть и не краткосрочные, а фундаментальные задачи и проблемы, внесение которых в предвыборную программу также привлекло бы немало избирателей. Причем избирателей другого социального плана, если хотите. Тех, кто научился читать между строк и вглядываться за горизонт парламентских выборов. Например, появление в программе любой политической партии некоего вменяемого плана стратегического развития экономики с упором на переход на самоокупаемость в некоем обозримом историческом будущем мгновенно изменило бы соотношение сил в предвыборной гонке. И, кстати, дополнительно привлекло бы внимание Москвы, которая довольно уныло взирает на пустынный пейзаж югоосетинской политической мысли.

То же самое произошло бы и с теми смельчаками, которые решились "подписаться" под радикальной реформой правоохранительной системы, которая учитывала бы местные особенности взаимоотношений, а не копировала бы не совсем удачный российский образец. Еще поле для деятельности предвыборной мысли - реформа самоуправления, о которой говорят все, но никто - предметно.

Отдельная тема - внятная, пошаговая или, если хотите, поэтапная программа расширения мирового признания РЮО и интеграции в уже существующие международные структуры. С разъяснением положительных эффектов от того ил иного шага.

Таких позиций (от сиюминутных, популистских и не очень до стратегических, рассчитанных на длительный срок) достаточно для того, чтобы, оттолкнувшись от общих идеологических установок (у каждой партии - своих), представить югоосетинскому избирателю цельную, внятную и вполне себе пониманию на слух программу действий. Тот набор предложений, за который, собственно говоря, люди и должны голосовать.

Но это только, если бы все это происходило в идеале. В суровой реальности же в РЮО ни одна политическая сила, претендующая на места в парламенте нового созыва, не предоставила избирателям человекообразной предвыборной программы. Ни в уставных документах, ни в агитационном материале.

Две наиболее численно крупные и наиболее "исторические" по времени существования партии - Коммунистическая и "Единство" соорудили себе программы из серии "за все хорошее и против всего плохого". Причем сформулированы тезисы программ так, как будто люди, все это придумывавшие, втайне надеялись именно на то, что никто это читать не станет. И дело даже не в чудовищной силы русском языке ("мы партия, которая является стабилизирующей силой" - цитата из передовицы последнего по счету выпуска партийной газеты "Единства"). А в том, что уже давно не приходилось знакомиться со столь виртуозно сформированной пустотой.

Показательна программа все того же "Единства", которая не содержит вообще ни одного (!) конкретного предложения. Там даже популизма нет - это набор убаюкивающих благих пожеланий, монотонно звучащих из какой-то параллельной реальности. Колыбельная от политики.

Коммунисты "делают себя" с Зюганова, который уже 23 года харизматично бубнит одно и то же про сельское хозяйство и оборонку. Сейчас хоть про "антинародный режим" помалкивает. Но помалкивает все равно теми же словами.

Другие пристегнуты к "Единой России", тоже не способной на всплеск новых идей и буйство креатива. Но это все равно не отменяет хотя бы попытки проявить самостоятельность в разумных пределах. Или просто толику уважения к избирателю, если тот решится все-таки понять, что предлагают ему на ближайшие четыре года.

Еще одна партия, публично позиционирующая себя как "одобренная Москвой", - "Новая Осетия" на первый взгляд выглядит чуточку разнообразнее. Но после внимательного прочтения ее вроде как довольно подробной программы, в которой три четверти пунктов начинаются с глагола "добиваться", становится ясно, что эта молодежь тоже не сильно напряглась. Все, что отличает программу "Новой Осетии" от прочих "за все хорошее", связано с профессиональной биографией ее лидера - и.о. министра иностранных дел и бывшего омбудсмена Давида Санакоева. То есть в ней присутствует отдельные разделы про внешнюю политику и права человека с гражданским обществом. В остальном, при кажущейся подробности изложенного, ничего конкретного в тексте не содержится, кроме все тех же благих пожеланий. Отсутствие реальных предложений и идей скрыто за общими формулировками. "Переход к стратегическому планированию экономики РЮО" - это хорошо, это похвально. Но самого этого "стратегического плана" нет нигде. И боюсь, не будет никогда. Не считать же таковым короткие фразы-лозунги с "добиваться" и "содействовать" в начале.

Примерно по таким же принципам построены и программы остальных партий - претендентов на места в парламенте, если таковые программы у них вообще имеются. Часто это зависит просто от наличия дружеских или иных отношений с кем-либо, кто может такую программу написать, ввернув туда несколько необычных слов или одно, но несколько раз. Как, например, термин "постиндустриальный" в программе "Народной партии". Конкретики опять же никакой, и "за все хорошее" присутствует и про "слом барьеров в обществе" теми же точно словами, что и в остальных программах, но есть своя "фишка". Постиндустриальная. Спасибо автору. В очередной раз внес задоринку в повседневность, за что мы все его и любим.

Особо радуют партии, у которых вообще нет никакой программы, записанной на бумаге. Или есть, но пока страшно секретная. Объясняется этот нестандартный предвыборный ход, за который обычно дисквалифицируют из публичной политики пожизненно, примерно так: мы, мол, не стали озвучивать программу на нашем съезде, но обязательно озвучим со дня на день, и это будет "реально бомба".

О программе "Единой Осетии" говорить всерьез смысла нет. Ведь этой партии вообще нет необходимости напрягаться, чтоб изобретать новую систему координат, придумывать программы, в чем-то убеждать людей. Достаточно бесконечно долго и ежедневно обыгрывать один и тот же лозунг самоликвидации независимости и снятия с себя ответственности за что-либо вокруг, используя для этого малейший, почти в микроскоп невидимый повод. Чрезвычайная крикливость и назойливость "группы поддержки" этой партии и ее единственного, но всеобъемлющего лозунга, постепенно стала давать эффект, обратный ожидавшемуся. Их просто перестали слушать, читать и даже с ними спорить. Так через какое-то время начинают общаться с сектантами и с "контактерами" со внеземными разумами.

Периодически (то есть, при появлении внешнего повода) из этого лагеря доносятся завиральные идеи вроде отправки добровольцев в Донбасс. Ясный свет, что никто никуда под эгидой партии не поедет, просто потому что а) никто там не нужен и б) просто не пустят и еще вежливо объяснят, почему нельзя. Но главное - вовремя протрубить.

Да, еще можно придти на митинг скорби по погибшим на Украине с партийной символикой и таким образом как бы монополизировать эту скорбь. Но это считается нормальным в рамках "агрессивной предвыборной стратегии", в которой нет места конструктивным идеям и мыслям, но много крика, гонора и действительно неуместной агрессии.

И это при том, что партийная верхушка ведет себя так, как будто они уже все выиграли с разгромным счетом. И это, похоже, серийная ошибка. Точно также Анатолий Бибилов в промежутке между первым и вторым турами голосования на президентских выборах в 2011 году был искренне убежден, что он уже - триумфатор. Чем это закончилось - всем известно.

Предвыборная кампания предсказуемо превратилась в "выставку достижений" одних и тех же личностей, которые даже не посчитали нужным привлечь внимание избирателя чем-то разумным. В другом месте это посчитали бы неуважением к избирателю, но в РЮО уже в который раз технично подменяют соревнование идей закулисным торгом. По большому счету, 70-100 человек на всю республику, при доминировании среди них не более трех десятков профессиональных политиков-"тяжеловесов", сами себе изобретают парламент и правительство путем интриг, "разменов" местами в списках и самими списками, должностями и позициями.

Но югоосетинский избиратель действительно привык к демократии, он ценит свой голос и знает, как его использовать. И потому явка в такой удушающей предвыборной атмосфере грозит стать критически низкой. А это не согласуется с установкой на проведение легитимных выборов в стабильной обстановке без сучка и задоринки. Уже сейчас стали появляться одиночные маргинальные призывы с одной стороны вообще отменить выборы, а с другой - к протестным акциям. И то, и другое категорически неприемлемо, но столь пренебрежительное отношение к избирателям может дорогого стоить в ближайшей перспективе. И тогда поздно будет все валить на "пятую колонну", "врагов Осетии" и "бездарных кураторов", когда на весь политизированный класс РЮО не нашлось ни одного человека, попытавшегося представить дееспособную программу. Еще не поздно, между прочим.

Евгений Крутиков