Основной идеей, лейтмотивом во внешней политике российского руководства в 2013 году было возвращение России на мировую арену в качестве ключевого игрока. А главным итогом прошлого года для стран Закавказья и других постсоветских государств стало завершение периода лавирования. Об этом в Ереване 15 мая на организованной Институтом Кавказа конференции "Кавказ-2013" заявил глава Совета по внешней политике и обороне, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, передает корреспондент ИА REGNUM.

Вопрос возвращения России на мировую арену, как считает Лукьянов, ставился на протяжении последних 20 лет. "Делали это кто как мог: Ельцин одним способом, а Путин - другим. Вот, к 2013 году задача была выполнена. Все, что можно было сделать эволюционным, плавным путем, было осуществлено. Россия уперлась в определённый потолок своих возможностей. Претендовать на возвращение Советского Союза было бы бессмысленной затеей, а вот куда двигаться для повышения своего статуса - непонятно. Многие полагали, что на этом собственно подъем завершается и начинается период капитализации успехов - разряжение международной обстановки вокруг сирийского кризиса и пр. Был также другой вариант, который тогда особо не обсуждался. Он касался того, что, достигнув потолка, надо совершить мощный бросок, пробить его головой и выйти на следующий этаж", - сказал политолог, добавив, что тогда этот вариант считался весьма маловероятным, однако позже был избран именно он.

"То, что произошло на Украине уже в 2014 году, показало, что российское государство, исходя из сложившихся обстоятельств, может идти дальше. Президент Владимир Путин, обладающий хорошей политической интуицией и четкой картиной мира, понял, что либо Москва сейчас пойдет ва-банк, либо никогда. Позже это невозможно было бы сделать, поскольку страна сейчас находится на пике своих возможностей по целому ряду причин: экономическая недоразвитость, демографические проблемы и изменение международной обстановки не в пользу Москвы и так далее. Возникшая ситуация в соседней стране (на Украине), которая развивалась по логике "вчера было рано, а завтра уже поздно", дала тот результат, который мы видим сейчас. Вопрос Украины в этом плане скорее повод, чем причина, хотя здесь сошлись все факторы. Теперь Россия подняла ставки до предела, а присоединение Крыма делает процесс необратимым. Теперь назад идти некуда, поскольку отказ от Крыма возможен только в той ситуации, если в России рухнет власть", - сказал эксперт.

С другой стороны, в прошлом году во внешней политике России и в ее отношениях с другими государствами, как считает политолог, было замечено "важное обстоятельство". "Появился вопрос идеологии и идентичности. Речь не идет об абстрактных обсуждениях, мы говорим о политической задаче. Выступая в сентябре прошлого года на Валдайском форуме, президент Путин произнёс программную речь, связанную с идентичностью и необходимостью создать новую российскую идентичность. Через два месяца, в декабре, Путин четко сказал, что уже есть государственная идеология, коей является консерватизм. Я специально не упомянул его речь 2000 года, в которой было сказано, что России идеология не нужна. Такое кардинальное изменение, мы замечаем, сильно влияет на внешнюю политику страны, так как идеология обязывает к некоторым действиям. Думаю, что политика России в отношении Украины по большей части связана и с этим. Она определяется по парадигме "русский - нерусский". То есть, отношение к соотечественникам, людям, близким не только этнически, но и культурно-идеологически", - считает Федор Лукьянов.

Изменение внутриполитического климата, который сопровождал указанные концептуальные новации, по мнению спикера, не могло не сказываться на внешней политике. "Влияние сказалось скорее сейчас, поскольку в прошлом году оно было менее заметным. Переплетение внутриполитического и внешнеполитического дискурсов стало пересечением обсуждения вопроса идентичности (кто мы, куда идем и зачем) с процессом евразийской интеграции. Она имеет также идеологическую подпитку, где всегда выделялась прагматичная экономическая сторона. Это своего рода инкарнация европейской интеграции, но на другой территории. Постепенно выяснилось, что этот процесс очень важен для России, связан он с идентичностью и определением ее границ. То есть, откуда начинается и где заканчивается сфера, которую Россия считает своей. Это не восстановление СССР, как полагают на Западе. Это лишь некоторая попытка самоопределения, понять - кто мы, и кто с нами. В этом плане битва за Украину стала ключевой. При определении границ сферы, которую Россия считает своей, контур закроется. Трудно сказать, когда это произойдёт. Однако евразийская интеграция - процесс становления самой России", - считает он.

В 2013 году, пока не было понятно, как решится вопрос с Украиной, считает Лукьянов, армянский фактор был очень существенным для Москвы. "Необходимо было продемонстрировать, что у России есть аргументы для того, чтобы переубедить тех, кто собирался что-то подписывать (Ассоциативное соглашение - прим. ИА REGNUM) с Европейским союзом. Именно поэтому армянское направление на этот период было основным, и Россия всячески способствовала тому выбору, который был сделан Ереваном. Однако Москва этим взяла на себя дополнительные обязательства или подтвердила свои обязательства и теперь их нарушать не может", - подчеркнул гость конференции, добавив, что для "дрейфа" Армении в сторону Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии был использован фактор безопасности.

В отношении же Грузии, по словам Лукьянова, Россия даже после смены грузинской власти в 2012 году особых иллюзий не питает. "У России нет больших иллюзий, что с уходом Михаила Саакашвили и его партии что-то кардинально изменится. Этого конечно не случилось. Произошла гуманизация связей, боржоми и грузинское вино теперь можно встретить на каждом шагу в Москве. В общем, легкая фаза исчерпалась и теперь все упирается в известные проблемы", - добавил Федор Лукьянов.

Эксперт также подчеркнул, что 2014 год будет продолжением прошлого года и в отношении Кавказа. "В настоящее время ситуация вокруг Украины очень сильно обострилась и поляризовалась. Фактически мы уже вступили в состояние "холодной войны" с США, а это значит, что страны, которые до сих пор имели возможность проводить многовекторную политику, этой возможности, скорее всего, будут лишены. То есть, им придётся выбирать. Это очень неприятная ситуация, но, с другой стороны, вечно маневрировать тоже не получится. Пример Украины показал, что это не приводит к очень хорошим последствиям. Трудно сказать, насколько страны Южного Кавказа - Армения, Грузия и Азербайджан - готовы к этому финальному выбору. Я думаю, что ситуация с Грузией в России воспринимается так, что она подпишет Ассоциативное соглашение с ЕС. Ситуация с Молдавией воспринимается иначе, и полагается, что в последний момент может быть задействована "тяжёлая артиллерия". Хотя в Молдавии предстоят выборы, и Россия не исключает приход к власти более лояльных сил", - отметил специалист.

При этом, коснувшись политики ЕС в регионе Закавказья, Федор Лукьянов заметил, что Европейский союз полностью провалил свою "миссию" в рамках программы "Восточное партнерство". "В настоящее время Евросоюз либо должен искать совершенно новый подход, либо смириться с той ролью, которую Европа играла в период "холодной войны". То есть, роль младшего подчиненного США. На мой взгляд, в итоге будет именно так в условиях жёсткого противостояния России и США", - подчеркнул политолог. В заключение Лукьянов подчеркнул, что в 2013 году Россия подошла к "некой черте", которую она вынуждена была пересечь. "Такого желания не было, но обстоятельства сложились таким образом, что медлить было нельзя. В этом плане, мне кажется главным итогом прошлого года и для Южного Кавказа, и для других стран постсоветского пространства является то, что промежуточная эпоха, когда можно было лавировать, закончилась", - подытожил он.