Законопроект "О белорусах зарубежья" ("Аб беларусах замежжа") рассмотрела и приняла 14 мая нижняя палата Национального собрания Белоруссии - Палата представителей, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Законопроект готовился МИД и Минкультуры постсоветской республики при участии других министерств и ведомств. Почти пять лет документ согласовывался и находился доработке МИД, а 22 ноября 2013 года он был принят в первом чтении ППНС. Тогда законопроект "палаточникам" представила замминистра иностранных дел республики Елена Купчина. В законопроекте дается толкование термину "белорусы зарубежья" - к таковым причислены те, кто идентифицирует себя как белоруса по этнической самоидентификации, приверженности "беларускай мове", знанию и сохранению белорусских традиций и обрядов, а также "историческим связям" и культуре. По словам Купчиной, данный законопроект - "политический сигнал как органам госуправления, так и белорусам зарубежья". Замминистра отметила, что белорусские соотечественники за рубежом - это серьезный ресурс для продвижения государственных интересов. По оценкам НПО, сообщила Купчина, за пределами Белоруссии проживает около 3,5 млн белорусов, по оценкам Минкультуры - около 2 млн, а по оценкам МИД РБ - около 1,5-2 млн.

Спустя почти полгода, 14 мая, законопроект был вновь вынесен на обсуждение членов ППНС - его представил зампред постоянной комиссии палаты по международным делам Виктор Фесак. "Законопроект призван заложить основу для системной работы белорусского государства с белорусами зарубежья, создать правовые предпосылки для реализации комплекса мер, направленных на развитие дальнейшего сотрудничества через соответствующие государственные программы и другие подзаконные нормативно-правовые акты, - сказано в сообщении пресс-службы ППНС. - Проектом Закона регулируется порядок подтверждения принадлежности лица к белорусам зарубежья, определяются основные принципы, цели и направления государственной политики Республики Беларусь в области отношений с соотечественниками зарубежья, регламентируются меры их государственной поддержки в различных сферах и порядок финансирования деятельности в области отношений с белорусами зарубежья".

Согласно принятому документу, единым госорганом, ответственным за координацию деятельности других госорганов постсоветской республики в сфере отношений с "белорусами зарубежья", назначено министерство иностранных дел. На брифинге 15 мая начальник управления информации - пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик, комментируя принятие законопроекта "О белорусах зарубежья", подтвердил, что документом предполагается развитие бизнес-проектов с представителями диаспоры в России.

Напомним, Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей Белоруссии с 2013 года реализует госпрограмму "Белорусы в мире" на 2013-2015 годы и оказывает финансовую поддержку белорусским объединениям. Среди таковых объединений значатся действующие в России и Прибалтике. Руководители "белорусских организаций" периодически привлекаются официальным Минском к выполнению особых поручений. Так, после президентской кампании 2010 года, когда Евросоюз и США усилили санкции в отношении политического руководства Белоруссии, "профессиональные белорусы" привлекались к пропагандистским акциям, призванным представить визовые ограничения чиновников постсоветской республики как "антибелорусские санкции". Попытки привлечь "белорусов зарубежья" предпринимались также во время "торговых войн" между Минском и Москвой.

В 2012 году органами Следственного комитета РФ по Иркутской области было возбуждено уголовное дело по 282-й статье УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) в отношении лидера белорусского молодежного клуба "Кривичи", 26-летнего жителя Иркутска Алексея Кухты. По версии следователей, Кухта был лидером молодежного клуба "Кривичи" и размещал экстремистские фотографии и видеозаписи в социальной сети "ВКонтакте". При обыске у него в квартире были найдены нашивки с нацистской символикой и экстремистская литература. Тогда же российскими правоохранителями был проведен обыск в офисе "Иркутского общества белорусской культуры имени Яна Черского", где были обнаружены и изъяты материалы экстремистского содержания, изображения лидеров белорусских коллаборантов, воевавших в годы Великой Отечественной войны на стороне гитлеровской Германии и осуществлявших карательные действия против населения.

Реагируя на действия СК РФ, 17 апреля 2013 года руководство международного общественной организации "Объединение белорусов мира" Отечество" ("ЗБС "Бацькаўшчына") распространило заявление, в котором выказало возмущение действиями правоохранительных органов Российской Федерации и призвало "защитить честь и достоинство белорусов Прибайкалья". Поводом стали допросы по уголовному делу, фигурантом которого являлся Кухта, председателя молодежного клуба" Кривичи "при Иркутском обществе белорусского культуры им. Я. Черского - Олега Рудакова. МОО "ОБМ" Отечество" назвало действия российских правоохранителей "абсурдными" и "неадекватными", попытавшись представить данное разбирательство как преследование молодежного клуба" Кривичи ", обратившись за помощью к "белорусам мира". По версии "профессиональных белорусов", Рудаков - выдающийся всемирно известный деятель, который понятия не имел о том, что Кухта, будучи модератором страницы молодежного клуба "Кривичи" в социальной сети "Вконтакте", распространял профашистские и антисемитские высказывания и фотографии. Выяснилось также, что Рудаков на то время являлся членом Консультативный Совета по делам белорусов зарубежья при Минкультуры Белоруссии (руководил министерством тогда Павел Латушко), а в 2010 году Александр Лукашенко наградил Рудакова медалью Франциска Скорины.

Как сообщало ИА REGNUM, законопроект "О белорусских соотечественниках зарубежья" активно обсуждался в 2010-2011 годах и находился доработке МИД Белоруссии. По оценкам экспертов, он стал запоздалой реакцией на принятие парламентом Польши закона о "карте поляка" - документе, предусматривающем льготы для этнических поляков за рубежом (ускоренная процедура получения визы, льготный проезд на электричке, возможность упрощенной процедуры трудоустройства в Польше или поступления в польские вузы). Изначально в законопроекте "О белорусских соотечественниках зарубежья" предусматривалась процедура введения "карты белоруса" по аналогии с "картой поляка", однако впоследствии планы властей постсоветской республики изменились: документ было решено не вводить, а название законопроекта изменить по аналогии с российским законом. Федеральное собрание Российской Федерации также не посчитало нужным вводить "карту русского" или "карту российского соотечественника".