Государственная дума РФ сегодня, 20 мая, приняла во втором и третьем чтении поправки в закон о местном самоуправлении и закон о принципах организации региональных законодательных и исполнительных органов власти. Представители федеральной и муниципальной власти считают главной ценностью закона вариативность: территории смогут сами выбрать не только форму местного самоуправления, но и принять решение о порядке избрания мэров муниципалитетов и количестве полномочий. При этом регионы получили право сохранять выборность мэров крупных городов.

Совершенствование системы МСУ стартовало после послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. В своем обращении глава государства высказался в пользу уточнения общих принципов организации местного самоуправления для развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Законопроект прошел максимально широкое обсуждение. В итоге ко второму чтению законопроект получил поддержку муниципалов. "Были учтены мнения как сторонников, так и оппонентов реформы, найдены компромиссные решения, отвечающие интересам разных социальных групп и политических течений", - отметил вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета "Единой России" Сергей Неверов.

Согласно положениям реформы, глава муниципального образования (мэр) может быть избран прямыми выборами населением территории, а может избираться из состава депутатов представительного органа. В случае когда глава муниципального образования избран населением, сам регион и муниципалитет будут решать, нужна ли городу отдельная должность сити-менеджера (руководителя местной администрации) или соответствующие функции целесообразно исполнять избранному главе. "Возможность выбора модели будет у всех видов муниципальных образований", - заявил Неверов.

Он подчеркнул, что ко всем муниципалитетам в вопросе формирования органов МСУ и определения полномочий "нельзя применять одни и те же мерки, необходимо учитывать все многообразие местной специфики". Поэтому по новому закону регионы получили возможность самостоятельно определять и форму МСУ, и полномочия муниципалитетов. По словам секретаря Генсовета "Единой России", регионы могут установить как широкий перечень полномочий МСУ, так и ограничить его минимальным объемом, закрепленным федеральным законом. "Законопроект позволяет дифференцировать подход к полномочиям разных видов муниципалитетов. Это даст регионам возможность создавать точки роста, передавая дополнительный функционал успешным муниципалитетам (например, промышленным городам). А для дотационных муниципалитетов - создавать механизмы поддержки. Таким образом, проблема перегруженности муниципалитетов полномочиями будет решена", - отметил единоросс. В свою очередь как отмечает один из авторов законопроекта, первый замруководителя фракции "Единая Россия", глава Всероссийского совета органов местного самоуправления Вячеслав Тимченко, "в этом законопроекте мы в первую очередь постарались решить институциональные пробелы местного самоуправления". "Анализ показал, что у нас были проблемы с организацией местного самоуправления в крупных городах и городских округах", - отметил он. Окончательная редакция законопроекта свидетельствует, что "федеральный уровень власти услышал города, услышал муниципалитеты, не остался равнодушным к нашим опасениям и замечаниям", подчеркнул, в свою очередь, мэр Пскова Иван Цецерский. Он считает "очень правильной" возможность выбора, предоставленную регионам.

"На уровне региона можно уточнить любые возможности, связанные с особенностью территории, так как каждый регион своеобразен", - указал он. В частности, Цецерский подчеркнул важность нормы о выборе. Он рассказал, что в Пскове семь лет существует модель "сити-менеджер - глава", которая полностью оправдала себя и в плане управления городом, и очистки избирательных кампаний от "чрезмерного популизма". "Опыт показал, что людей интересует, прежде всего, чтобы дворы были благоустроены, дома обеспечены необходимыми услугами, кровля не текла, дороги были отремонтированы. Вторая сторона медали - каким образом формируется должностное лицо, отвечающее за это. Теперь города совместно с регионами смогут выбрать модель, наиболее подходящую для граждан", - заявил он. Из интересов жителей территорий он считает нужным исходить и при определении перечня полномочий, которые будет исполнять населенный пункт. Закон дает регионам и муниципалитетам возможность выбора и здесь.

"Сколько бы ни давали полномочий, главное - не в том, сколько их, 30 или 40, или 13, как сейчас мы оставляем для поселений. Главное - насколько они обеспечены финансированием, ресурсами. Если мы обеспечили полномочия ресурсами, значит за это можно спросить муниципальные власти. Если они сводят концы с концами - не спросишь. Закон позволяет сделать так, чтобы все потребности жителей были удовлетворены", - заявил Цецерский.

Федеральные депутаты и представители муниципальной власти подчеркивают, что с принятием законопроекта обсуждение направлений совершенствования системы местного самоуправления не прекратится, но выйдет на качественно новый этап. Так, как сообщил Сергей Неверов, на запланированном вскоре заседании Совета по развитию местного самоуправления при президенте "еще раз детально будет обсуждаться эта тема". "В частности, нужно будет решить вопрос приведения к единообразию различных федеральных законов, которыми закреплены функции органов МСУ (а таких законов принято в разные годы немало). Вслед за этим будет рассмотрен и вопрос о совершенствовании межбюджетной системы в соответствии с новыми принципами разграничения полномочий", - сообщил он. Госдума во вторник, 20 мая, приняла во втором и третьем чтении поправки в закон о местном самоуправлении и закон о принципах организации региональных законодательных и исполнительных органов власти. Представители федеральной и муниципальной власти считают главной ценностью закона вариативность: территории смогут сами выбрать не только форму местного самоуправления, но и принять решение о порядке избрания мэров муниципалитетов и количестве полномочий. При этом регионы получили право сохранять выборность мэров крупных городов. Совершенствование системы МСУ стартовало после послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. В своем обращении глава государства высказался в пользу уточнения общих принципов организации местного самоуправления для развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Законопроект прошел максимально широкое обсуждение. В итоге ко второму чтению законопроект получил поддержку муниципалов.

"Были учтены мнения как сторонников, так и оппонентов реформы, найдены компромиссные решения, отвечающие интересам разных социальных групп и политических течений", - отметил вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета "Единой России" Сергей Неверов. Согласно положениям реформы, глава муниципального образования (мэр) может быть избран прямыми выборами населением территории, а может избираться из состава депутатов представительного органа. В случае когда глава муниципального образования избран населением, сам регион и муниципалитет будут решать, нужна ли городу отдельная должность сити-менеджера (руководителя местной администрации) или соответствующие функции целесообразно исполнять избранному главе. "Возможность выбора модели будет у всех видов муниципальных образований", - заявил Неверов. Он подчеркнул, что ко всем муниципалитетам в вопросе формирования органов МСУ и определения полномочий "нельзя применять одни и те же мерки, необходимо учитывать все многообразие местной специфики". Поэтому по новому закону регионы получили возможность самостоятельно определять и форму МСУ, и полномочия муниципалитетов. По словам секретаря Генсовета "Единой России", регионы могут установить как широкий перечень полномочий МСУ, так и ограничить его минимальным объемом, закрепленным федеральным законом.

"Законопроект позволяет дифференцировать подход к полномочиям разных видов муниципалитетов. Это даст регионам возможность создавать точки роста, передавая дополнительный функционал успешным муниципалитетам (например, промышленным городам). А для дотационных муниципалитетов - создавать механизмы поддержки. Таким образом, проблема перегруженности муниципалитетов полномочиями будет решена", - отметил единоросс. В свою очередь как отмечает один из авторов законопроекта, первый замруководителя фракции "Единая Россия", глава Всероссийского совета органов местного самоуправления Вячеслав Тимченко, "в этом законопроекте мы в первую очередь постарались решить институциональные пробелы местного самоуправления". "Анализ показал, что у нас были проблемы с организацией местного самоуправления в крупных городах и городских округах", - отметил он. Окончательная редакция законопроекта свидетельствует, что "федеральный уровень власти услышал города, услышал муниципалитеты, не остался равнодушным к нашим опасениям и замечаниям", подчеркнул, в свою очередь, мэр Пскова Иван Цецерский. Он считает "очень правильной" возможность выбора, предоставленную регионам. "На уровне региона можно уточнить любые возможности, связанные с особенностью территории, так как каждый регион своеобразен", - указал он. В частности, Цецерский подчеркнул важность нормы о выборе. Он рассказал, что в Пскове семь лет существует модель "сити-менеджер - глава", которая полностью оправдала себя и в плане управления городом, и очистки избирательных кампаний от "чрезмерного популизма". "Опыт показал, что людей интересует, прежде всего, чтобы дворы были благоустроены, дома обеспечены необходимыми услугами, кровля не текла, дороги были отремонтированы. Вторая сторона медали - каким образом формируется должностное лицо, отвечающее за это. Теперь города совместно с регионами смогут выбрать модель, наиболее подходящую для граждан", - заявил он. Из интересов жителей территорий он считает нужным исходить и при определении перечня полномочий, которые будет исполнять населенный пункт. Закон дает регионам и муниципалитетам возможность выбора и здесь.

"Сколько бы ни давали полномочий, главное - не в том, сколько их, 30 или 40, или 13, как сейчас мы оставляем для поселений. Главное - насколько они обеспечены финансированием, ресурсами. Если мы обеспечили полномочия ресурсами, значит за это можно спросить муниципальные власти. Если они сводят концы с концами - не спросишь. Закон позволяет сделать так, чтобы все потребности жителей были удовлетворены", - заявил Цецерский. Федеральные депутаты и представители муниципальной власти подчеркивают, что с принятием законопроекта обсуждение направлений совершенствования системы местного самоуправления не прекратится, но выйдет на качественно новый этап. Так, как сообщил Сергей Неверов, на запланированном вскоре заседании Совета по развитию местного самоуправления при президенте "еще раз детально будет обсуждаться эта тема". "В частности, нужно будет решить вопрос приведения к единообразию различных федеральных законов, которыми закреплены функции органов МСУ (а таких законов принято в разные годы немало). Вслед за этим будет рассмотрен и вопрос о совершенствовании межбюджетной системы в соответствии с новыми принципами разграничения полномочий", - сообщил он.