С 1 января 2015 года в Иркутской области начнет работу новый орган государственной власти - Уставный суд. На сессии Законодательного Собрания Приангарья в мае внесены соответствующие изменения в Устав области. Как прокомментировал ИА REGNUM правовую новацию директор Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров, "учреждение Уставного суда является значительным прогрессом в сфере государственно-правового строительства Иркутской области".

"После вступления в силу поправок к Уставу на рассмотрение депутатов областного парламента будут направлены законопроекты, детально регулирующие вопросы организации и деятельности Уставного суда. Их разработка в настоящее время ведется в Институте законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского, - пояснил Алексей Петров. - Основной целью деятельности Уставного суда будет правовая защита Устава Иркутской области - основного нормативного акта региона. Для этого Уставный суд наделяется соответствующими полномочиями, в числе которых - официальное толкование положений Устава, проверка областных и муниципальных нормативных актов на соответствие Уставу, разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти".

Алексей Петров напомнил, что идея учреждения такого органа в Иркутской области обсуждалась давно: еще в середине 90-х годов в регионе работала Уставная палата, которая рассматривалась в качестве прообраза Уставного суда. "Однако палата была не органом власти, а экспертно-консультативным органом, ее решения не носили обязательного характера и могли не исполняться. Иное дело - решения Уставного суда: в силу Конституции России и федерального конституционного закона "О судебной системе" они обязательны для всех органов власти, должностных лиц, организаций и граждан. За неисполнение таких решений предусмотрена юридическая ответственность", - подчеркнул Алексей Петров.

Учреждение уставного (в республиках - конституционного) суда - это право, а не обязанность субъекта Российской Федерации. В настоящее время в стране работает 17 таких судов, в основном это конституционные суды республик, но есть и уставные суды - в Калининградской, Свердловской областях (там Уставный суд недавно отметил 15-летие своей деятельности), в Санкт-Петербурге.

"Есть несколько причин, почему этих судов мало, и в Иркутской области при работе над правовой основой деятельности Уставного суда мы учитываем все возможные препятствия для его нормальной, эффективной работы и стараемся предложить разумные решения по всем возникающим в этой сфере вопросам, - отметил Алексей Петров. - Например, одной из проблем деятельности таких судов в ряде регионов является их низкая загрузка. Соответственно, в будущем областном законе право подавать обращения в Уставный суд будет предоставлено широкому кругу органов публичной власти, должностных лиц, а также гражданам и организациям, если применяемые к ним областные или муниципальные правовые акты затрагивают их права. Еще один непростой вопрос - можно ли оспорить решение Уставного суда, если какая-то из сторон не согласна с ним? В законопроекте будет специальная глава, подробно регулирующая возможность повторного рассмотрения дела Уставным судом и пересмотра его решений".

Алексей Петров считает, что новый судебный орган может стать серьезным правовым инструментом в борьбе с коррупцией: "Полномочия Уставного суда позволяют ему играть значимую роль в деле противодействия коррупции. Практика показывает, что конституционные и уставные суды субъектов федерации выявляют в проверяемых ими нормативных актах так называемые коррупциогенные факторы - то есть нормы, которые из-за своей неопределенности, нечеткости могут создавать условия для проявления коррупции. Такие нормы признаются противоречащими конституции или уставу соответствующего региона и утрачивают свою силу".

Напомним, на сессии Законодательного собрания Иркутской области 21 мая в Устав региона в окончательном чтении внесены изменения, предусматривающие создание Уставного суда. В документе определено, что суд будет состоять из пяти судей, назначаемых Законодательным собранием по представлению губернатора на десять лет. Председатель и заместитель председателя суда будут назначаться из числа судей в том же порядке на пять лет, при этом одно и то же лицо может назначаться на эти должности неоднократно.

Согласно принятым поправкам, Уставному суду предоставляются полномочия по проверке областных и муниципальных нормативно-правовых актов на их соответствие Уставу области; по разрешению споров о компетенции с участием органов государственной власти и местного самоуправления; по толкованию Устава области и другие вопросы. Инициатива создания Уставного суда принадлежит губернатору Сергею Ерощенко. Она впервые прозвучала в послании губернатора Законодательному собранию в январе 2014 года.