Обострение внутриполитической ситуации в Абхазии привлекает пристальное внимание армянских экспертов в силу существования в этой стране многочисленной армянской общины. По данным переписи 2003 года, в Абхазии живёт около 45 тысяч армян, что составляет более 20% от общего числа населения страны. При этом армяне являются абсолютным большинством населения столичного Сухумского района и крупнейшей этнической группой в Гагринском и Гульрипшском районах. Одновременно местные армянские неправительственные организации утверждают, что абхазские власти умышленно занижают число этнических армян, которое приближается к 70 тысячам человек, т.е - 45% населения республики.

Как указывает в этом контексте ереванская газета "Новое время" в статье "Армянский контекст абхазского кризиса", "абхазы находятся на втором месте по численности после армян, что на условиях анонимности признают российские официальные лица, ответственные за регион". Газета утверждает, что активность армянской общины в Сухуме не всем нравится. Некоторые националистические круги страны обвиняют армян в том, будто они являются "пятой колонной" Кремля. Действительно, пишет издание, армяне Абхазии в целом более прорусски ориентированы, чем общество в целом. Согласно последним социсследовениям, число сторонников присоединения республики к России среди армян намного выше, чем среди абхазов и грузин. Почти 80% армян убеждены, что интеграция с Россией должна быть приоритетом внешней политики Сухума. Между тем, в целом по республике пророссийские настроения с каждым годом снижаются. Если в 2006-м две трети опрошенных высказывались в пользу вступления Абхазии в состав России, то сейчас за это выступают лишь 28% граждан.

В нынешней не простой обстановке многочисленной армянской общине Абхазии трудно сохранять нейтралитет. Тем более, что радикал-патриоты, как обычно, ищут виноватых в происходящем среди представителей "нетитульных" национальностей. Дабы пресечь кривотолки, бывшие полевые командиры армянских батальонов, участвовавших в войне за освобождение с Грузией в начале 90-х годов, выступили с совместным заявлением, в котором подчеркивается безоговорочная поддержка суверенного статуса Абхазии. "Мы осуждаем любые сомнения в жизнеспособности страны как независимого государства, кем бы подобные сомнения ни высказывались", - отмечается в документе, подписанном 17-ю самыми авторитетными деятелями армянской общины. Руководству Союза армян Абхазии пока удается сохранять баланс.

Что касается интересов Армении, то Еревану было бы выгодно, чтобы сухумские правители были лояльны Москве и в то же время открыты к диалогу с Тбилиси. Только в этом случае возможно будет вернуться к обсуждению вопроса о задействовании Абхазской железной дороги, которая в советские времена кратчайшим путем связывала Армению с Россией. В прошлом году разговор на эту тему, инициированный новым правительством Грузии, зашел в тупик именно по вине абхазских националистов, усмотревших в этом "угрозу национальной безопасности". Тогда секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба заявил, что идея, поданная грузинскими и армянскими лидерами, контрпродуктивна и скрывает под собой злой умысел.

Для армянской стороны более привлекателен подход оппозиции, которая высказывается в пользу открытия дороги. По словам абхазского экс-премьера Сергея Шамба, "в конечном итоге правительство должно согласиться" на возобновление движения по магистрали, бездействующей вот уже более 20 лет. При этом Шамба призвал власти Грузии не поддаваться давлению со стороны Баку (категорически не желающего разблокирования этой магистрали) и руководствоваться собственными выгодами. Таким образом, пишет газета, можно предположить, что в случае прихода оппозиции к власти вопрос задействования магистрали, связывающей Армению с Россией, может решиться. В любом случае, очевидно, что кризис власти укрепил в Абхазии позиции Москвы, которая намерена добиться возобновления железнодорожного сообщения в кратчайшие сроки, подытоживает ереванское издание.