Армения и Нагорный Карабах находятся в одной экономической зоне - так было, так будет, по-другому быть не может. Об этом на пресс-конференции 2 июня заявил политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян, комментируя предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о вступлении Армении в Евразийский союз в рамках признанных ООН границ. При этом, указал Искандарян, сам Назарбаев про Карабах не сказал ни слова, однако армянские СМИ и медиа-площадки все извратили, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Ни начальник отдела международного взаимодействия департамента развития и интеграции Евразийской экономической комиссии Антон Азаров, ни президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ничего не говорили о Карабахе. Но в армянском дискурсе склонны панически относиться ко всему, что идет извне и связано с Арменией. А что, кто-нибудь думал, что Армения войдет в Евразийский экономический союз не в международно признанных границах? Войдет с еще какими-нибудь территориями? Кто-нибудь думал, что Ассоциативное соглашение Евросоюза предусматривало что-то подобное? Нет, конечно", - заметил Искандарян, напомнив, что непризнанная Нагорно-Карабахская Республика не подавала заявки на вступление в ТС/ЕАЭС и не может этого сделать.

Существующий между Арменией и Нагорным Карабахом контрольно-пропускной пункт Искандарян назвал фактически формальным, который, по его убеждению, таким и продолжит быть. "А вы что, думаете, что там встанет казахстанский пограничник с автоматом и начнет проверять?..", - пошутил он.

На просьбу журналистов прокомментировать последовавшее за заседанием Высшего Евразийского экономического совета заявление президента Армении Сержа Саргсяна о том, что карабахский конфликт не решается в Таможенном союзе, но вступление Армении в ТС поспособствует этому, Александр Искандарян частично согласился с ним. "Безусловно, Таможенный союз - союз экономический, который, по крайней мере формально, не имеет отношения к урегулированию конфликтов. Более того, сам нагорно-карабахский конфликт - очень сложная материя, которая в реальной перспективе сегодня не подлежит урегулированию. Но я бы не согласился с тем, что вступление в ТС может способствовать урегулированию конфликта. Сохранению статус-кво - да, но не урегулированию", - сказал он, напомнив, что политическое решение 3 сентября 2013 года о вступлении Армении в Таможенный союз было принято, исходя из приоритета национальной безопасности.

Возвращаясь к заявлению казахстанского президента, гость конференции выразил уверенность, что заявление Назарбаева следует рассматривать не в контексте карабахского вопроса, а в контексте отношений Казахстана с Россией, а также Азербайджаном. "На самом деле, Таможенный союз - это союз противоречий, как и любой другой союз. Это такая специфика союзов, когда есть несколько сторон, у каждой из которых есть свои интересы. Неизбежно некоторые интересы одной из сторон вступают в противоречие с интересами другой, и тогда возникает необходимость это все как-то согласовать, утрясти. Стороны постоянно пытаются выработать некоторые способы взаимодействия между странами и используют для этого все что угодно", - подчеркнул эксперт. По мнению Искандаряна, для достижения этих целей могут использовать и Армению, и Карабах, да и вообще все что угодно, это нормально и называется "политикой".

Что касается самих противоречий в ТС, Искандарян привел пример. По его словам, Казахстан всеми силами пытается дистанцироваться от России, когда очередь доходит до принятия решений. "Кроме того, например, если Казахстан и Россия во многом похожи - большая территория, сравнительно маленькое население, энергоносители, металлы, погодные условия и так далее, то Белоруссия резко отличается от них", - заметил Искандарян, а в качестве иллюстрированного доказательства своих слов привел недавние угрозы президента этой станы не подписать договор о создании Евразийского экономического союза. По оценке Искандаряна, тогда действия Лукашенко могли обрушить на корню всю идею ЕАЭС. "Это был серьезнейший кризис, который разрешился", - заметил политолог, подчеркнув, что кризисы, проблемы и противоречия в рамках евразийских интеграционных процессов будут и в будущем.