О том, как будет развиваться ситуация в Абхазии, где под давлением оппозиции президент Александр Анкваб сложил с себя полномочия и назначены внеочередные выборы, в интервью ИА REGNUM рассказал координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.

ИА REGNUM: Пока не понятно, пойдет ли Анкваб на выборы, выдвинется ли он по-вашему? И если да, не перерастет ли сопротивление между оппозицией и Анквабом, силового варианта развития которого сейчас удалось избежать, в силовое уже на выборах президента?

Я думаю, что нет. В данном случае ситуация была бы решена легко, если бы осенью, когда возник этот вопрос, когда появилась угроза проведения народного схода, Анкваб пошел бы на какие-то уступки оппозиции, во-первых, в вопросе о гражданстве грузинского населения Галского района и, во-вторых, в вопросе назначения кого-то из оппозиции на какие-то ключевые посты, можно было дать 3-4 поста и, думаю, ситуацию можно было бы решить. В Абхазии есть несколько одиозные фигуры, которые вызывали отторжение у значительной части общества, если бы они были сменены, это было бы позитивно. Этого не было сделано в надежде на то, что само собой все рассосется. И дальше, я думаю, абхазская оппозиция сама взяла тайм-аут на время Олимпиады в Сочи, чтобы не портить Олимпиаду для Москвы, у оппозиции было это понимание.

ИА REGNUM: И подгадала под Украину?

Так получилось уже. Что же делать, постоянно что-то происходит. Но проведение схода было обещано, здесь все было предсказуемо и возможность преждевременного ухода Анкваба была тоже предсказуема.

У Анкваба есть возможность баллотироваться на этих выборах, он вполне может использовать ее, по крайней мере, у него есть шанс выйти во второй тур, если не победить. У него есть определенная поддержка и считать, что Анкваб ничего не сделал для Абхазии, нельзя.

ИА REGNUM: А если он выиграет выборы?

Наверно, тогда будет вести себя по-другому, будет научен горьким опытом. Вопрос в умении вести диалог, в умении свою позицию объяснить, довести ее до людей, чтобы люди понимали, что для них делают.

ИА REGNUM: Может быть, поменяет окружение?

Ну, да.

ИА REGNUM: В чем заключается "план Хаджимба"?

Я не знаю никакого "плана Хаджимба". Рауль Хаджимба вырос как политик в последние годы, это уже не тот Хаджимба, который в свое время пытался стать преемником Владислава Ардзинба. Но я не считаю, что Хаджимба является признанным лидером оппозиции. Я думаю, более серьезная фигура это Виталий Габния, лидер ветеранской организации "Аруаа". Наверно, у него есть серьезное будущее как у политика. Я думаю, он вполне может выдвигаться, у него есть перспективы. Если сравнивать его и Хаджимба, то у Габния даже больше шансов, потому что у него нет шлейфа неудачных выборов до этого.

ИА REGNUM: Сергей Шамба пойдет на выборы?

Я думаю, что Шамба не пойдет, он уже ходил, он немного отошел от большой политики. Наверно, пойдут Хаджимба, Габния, наверно, пойдет Беслан Бутба, как обычно, и вопрос пойдет ли Анкваб или вопрос, найдет ли он кого-то другого из своего окружения вместо себя, но как-то не очень видно кого.

ИА REGNUM: Спикер Валерий Бганба, исполняющий сейчас обязанности президента, не будет выдвигаться?

Думаю, что нет, у него нет шансов, при всем уважении.

Думаю, что лучший вариант, если не было бы сейчас много перетурбаций в правительстве Абхазии, там много профессионалов, работающих хорошо, менять всех не нужно, это было бы неконструктивно.

ИА REGNUM: В Грузии активно и много делают заявлений по ситуации в Абхазии. На что они рассчитывают, ведь от того, поменяется власть в Абхазии или нет, для них ничего не меняется?

Они просто пытаются показать, что в курсе ситуации, что владеют ситуацией в Абхазии. Но это не так совершенно. Для них, во-первых, было большой неожиданностью все это, и, во-вторых, у них нет реально никаких рычагов воздействия на ситуацию в Абхазии. Это просто попытка самопиара.