Несомненно, главным событием минувшей недели в Польше было празднование 25-летия первых частично демократических выборов, которые стали началом глубоких изменений во всей Восточной Европе.

Звезда Обамы над Варшавой

Список гостей официальных торжеств 4 июня был действительно впечатляющим: прибыли на них главы из почти 50 государств, в том числе президенты Франции, Германии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Румынии, Болгарии, Хорватии, премьер-министр Канады, принц Эдвард из Великобритании, бельгийский король, Великий князь Люксембурга. Но "главным гостем" был американский президент Барак Обама (подробно об итогах этого визита мы писали сразу же после его окончания).

Для представителей польских властей именно пребывание американского гостя было событием недели, охватила их настоящая эйфория, связанная с визитом Обамы, каждый из них хотел погреться в его блеске. Передалась она большинству средств массовой информации, которые в своем восхищении забывали о реальности и элементарной вежливости: писали, например, в таком низкопоклонном стиле: "В Варшаве собрались представители почти 50 иностранных официальных делегаций ВО ГЛАВЕ с Бараком Обамой". Поэтому в польском информационном пространстве не существовали ни президент Франции, ни президент Германии, не говоря уже о главах других стран.

Амбиции польского руководства разогревала информация о том, что именно в Варшаву со своим первым визитом за границу приехал полулегитимный президент Украины Петр Порошенко. При этом упускался факт, что Порошенко приехал не столько на польские торжества, сколько на встречу с американским президентом. Барак Обама посвятил ему один час из своего 27-часового визита в Польшу.

Гамлет об Обаме

Сейчас, когда успокоились первые эмоции, связанные с визитом Барака Обамы, приходит время более спокойных и взвешенных комментариев. В них обращается внимание, в частности, на то, что Обама не обещал военной помощи украинскому президенту, на что очень рассчитывали горячие головы в Варшаве.

Несомненно, текст выступления Обамы во время главной церемонии торжеств был профессионально написан, с учетом всех требований современного политического маркетинга - таким образом, чтобы мог понравиться - и понравился! - полякам, глубоко попасть в их души и сердца.

Характерны были слова Обамы о том, что он обратится к Конгрессу с "инициативой поддержки Европы" и выделении на эту цель $1 млрд. Эти деньги, по замыслу президента, пойдут на расширение военных маневров в регионе Восточной Европы, увеличение численности военных, а также на развитие отношений (вероятно, также военных) с такими странами, как Украина, Молдавия и Грузия. Но планы американского президента могут разбиться в Конгрессе, который может не согласиться на рост финансирования таких идей. Поэтому варшавские обещания Обамы могут так и остаться обещаниями.

Поэтому трудно удивляться, что в некоторых комментариях, касающихся итогов визита Обамы, польские публицисты ссылались на Гамлета: "Слова, слова, слова...".

Миллион евро и тусклый лауреат

Без особого резонанса прошло вручение первой "Награды Солидарности" им. Леха Валенсы, приуроченной празднованию 25-летия июньских выборов 1989 года. Лауреатом этой премии в размере миллиона евро стал Мустафа Джемилев, которого польские СМИ окрестили "легендарным лидером крымских татар". Американский президент вообще отказался от участия в торжественной церемонии вручения награды.

В действительности поляки не очень-то знают не только то, в чем заключается "легендарность" Джемилева, но и в чем состоит "проблема крымских татар". Не случайно, главный канал Общественного телевидения в канун торжеств нашел время в прайм-тайме своей программы и показал свежий фильм украинского производства 2013 года "Возвращение" режиссера Ахтема Сейтаблаева.

Однако и это не помогло популяризации крымско-татарской тематики, и не вызвало интереса поляков к личности самого лауреата награды. Мустафа Джемилев не появился на небосклоне польских СМИ ни как интересный собеседник, ни как "легендарный лидер".

Украинцы добивают польскую металлургию

Организаторы торжеств на одной из главных площадей Варшавы были несколько разочарованы тем, что поляки не отличились активностью: столпотворения на площади не было. Правда, политики успокаивали сами себя тем, что это был обычный рабочий день, отгоняя мысль, что поляки уже устали от подобных политических спектаклей и живут совершенно иными проблемами и в совершенно ином мире.

Сердцам поляков, несомненно, близки украинские аспекты, связанные не с проблемами власти в далеком Киеве, а с замирающей деятельностью знаменитого Металлургического комбината в Ченстохове, история которого началась на рубеже XIX/XX веков и который в 2005 году был продан украинскому инвестору - Индустриальному союзу Донбасса. Это один из крупнейших в Польше заводов этой отрасли и крупнейший поставщик корабельной стали. В 1972 году прокатное производство на этом предприятии было крупнейшим во всей Европе.

Сделка с украинским инвестором, как показывают последние годы, к расцвету предприятия не привела. Наоборот - сталелитейный завод не работает, украинские владельцы комбината привозят и продают сталь из Донбасса. Ведутся переговоры о продажи или аренде производственных мощностей комбината вместе с работниками.

В условиях сделки купли-продажи комбината предусмотрен был так называемый "социальный пакет" для работающих тогда, в 2005 году, сотрудников. В соответствии с ним украинский инвестор гарантировал им 10-летний период занятости. На минувшей неделе руководство фирмы объявило о втором этапе "реструктуризации занятости", что означает - попросту говоря - вторую волну увольнений. Под нее на этот раз подпадет 200 человек. В течение последнего года занятость на комбинате сократилась более, чем на половину.

1570 человек из группы, которой работа была гарантирована по условиям продажи комбината, решились на добровольное увольнение с получением компенсации. На тех, кто не хочет терять работу и имеет гарантию занятости, украинское руководство оказывает твердое давление: альтернативой для добровольного увольнения является выплата "простойных" в размере 60% от заработной платы. До конца срока действия "социального пакета" остается 1,5 года, тогда украинский инвестор не будет уже ограничен в своих действиях никакими обязательствами по отношению к сотрудникам.

Представители местного самоуправления и депутаты Сейма, представляющие регион, обратились к премьеру Дональду Туску с официальным призывом и требованием, чтобы он защитил комбинат и его работников.

Газа нет - платить нужно

Однако, как показывает опыт шахтеров из "Угольной компании", премьер Туск и его правительство начинает действовать только под давлением аргумента силы. Этот крупнейший в Европе производитель угля потерял платежеспособность, после зимнего сезона остался с огромными запасами угля и даже не мог своевременно выплатить шахтерам заработную плату.

Только многотысячная демонстрация в Катовицах и обещание организации еще более многочисленной манифестации в Варшаве накануне евровыборов 25 мая подтолкнули премьера к действию. На минувшей неделе было объявлено о подготовленном законопроекте, который предусматривает, что "Угольная компания" будет до конца будущего года освобождена от уплаты задолженности по отчислениям на социальное страхование работников (в размере более $90 млн) и погасит эту задолженность в 2016-2017 годах. По замыслу правительства, это поможет компании вернуться к платежеспособности.

Также, по замыслу правительства Дональда Туска, строительство порта по приему сжиженного газа в Свиноустье (на западном балтийском побережье Польши, непосредственно у границы с Германией) должно было стать противовесом в энергетической зависимости страны от России. Инвестиция стоимостью 2,5 млрд злотых (более $800 млн) - это "любимое детище" самого премьера: в марте 2011 года он лично заложил первый камень под строительство порта, который будет принимать судна-газовозы со сжиженным природным газом (СПГ), прежде всего из Катара.

На этой неделе правительство официально подтвердило, что строительство газопорта не будет завершено, как планировалось, в июле этого года, а лишь на рубеже 2014/2015 годов. Но, что интересно в контексте конфликта относительно цены на газ между Россией и Украиной, а также полной солидарности польских властей с Украиной в этом споре - за газ, на поставки которого с июля этого года подписаны контракты, польской стороне придется заплатить штрафные санкции, вытекающие из этих подписанных контрактов.

Смех сквозь слезы

Когда жители 45-тысячного города Кутно, расположенного в центральной Польше, между Варшавой и Познанью, вызывают по телефону скорую помощь, на вызов приезжают... пожарники. Абсурд? Неисправная телефонная станция? Нет, это результат приватизации городской скорой медицинской помощи, которая привела к тому, что на весь город остались только две медицинские машины.

На минувшей неделе не до смеха было свидетелям одний из таких спасательных акций. Заботливая соседка вызвала скорую помощь к старушке, которая жаловалась на сильную боль в животе. Когда она открыла дверь, перед ней стоял не врач, а пожарники. Ребята решительно взялись за реанимацию старушки (ее состояние, несмотря на их быстрый приезд, ухудшилось), и - если бы это было сражением с огнем - наверняка, смельчаки оказались бы победителями. Но, к сожалению, в борьбе за жизнь пациентки они проиграли. Несмотря на первую послеприватизационную трагедию, власти города пока не знают, как выйти из сложившегося положения.

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы