ИА REGNUM открывает цикл публикаций о том, как освещается украинский кризис и ситуация в России за рубежом - прежде всего, в США и Европе. Каждый материал представляет собой перевод актуальной статьи западной прессы. Выводы читателю предстоит делать самостоятельно.

"Россия украла Крым с применением военной силы. Как многие думали, такая ситуация невозможна в Европе в XXI веке", - пишет газета The New York Times в материале от 8 июня с заголовком "Не забывайте про Крым" (Don't Forget Krimea). Авторы материала рассуждают также о санкциях, которые Запад должен ввести в отношении Крыма.

Полный перевод статьи:

В то время, как ситуация на Украине переросла из внутреннего конфликта в международный кризис, западные дипломаты сконцентрировалась на том, чтобы убедить Москву в необходимости деэскалации конфликта. Это имело смысл, учитывая потенциальную возможность выхода ситуации из-под контроля. В то же время, Запад не должен забывать о чувстве возмущения незаконным вооруженным захватом Россией Крымского полуострова. Соединенные Штаты и Европейский Союз должны стремиться сделать крымскую затею Кремля настолько дорогой, насколько это возможно.

После того, как экс-президент Украины Виктор Янукович сбежал из страны в конце февраля, а нынешнее проевропейское правительство получило власть в Киеве, Россия с потрясающей быстротой двинулась в Крым.

"Маленькие зеленые человечки" - термин, которым украинцы обозначали солдат без опознавательных знаков, и позже Владимир Путин подтвердил, что это были российские военнослужащие - быстро заняли стратегические пункты на полуострове. Через несколько дней после наспех и с недостатками организованного референдума с сомнительными результатами, Россия формально произвела аннексию Крыма.

Независимо от исторических претензий России, аннексия Крыма представляет собой наиболее вопиющий факт землезахвата, который Европа видела с 1945 года.

Однако внимание Запада быстро переключилось на другой регион, где вооруженные сепаратисты начали захват зданий на востоке Украины, по-видимому с помощью еще большего числа "маленьких зеленых человечков". Так как борьба становилась все ожесточеннее, Крым стал привлекать к себе все меньше интереса.

Внимание Америки и Европы к ситуации на Украине и уверенность в необходимости прекращения конфликта вполне понятны. Но прекращение столкновений, восстановление правительственного контроля и стабилизация на востоке - что в лучшем случае потребует времени - не может стать признаком нормализации обстановки. Запад не должен забывать о Крыме.

К сожалению, нет вероятного сценария, по которому Украина восстановит свою власть над полуостровом, по крайне мере, в ближайшем будущем. Киеву не хватает рычагов в общении с Россией для восстановления статус-кво. Учитывая тот внутриполитический импульс, который Путин получил после аннексии, сейчас он имеет веские основания, чтобы не возвращать полуостров.

Это вовсе не означает, что Соединенные Штаты и Европейский Союз или любая другая страна должны принять сделанное Москвой. Западные политики должны относиться к Крыму как к незаконно оккупированной территории - и к России, как к оккупационной власти - до тех пор, пока Киев не примет иного решения.

Что это значит на практике? Вот несколько примеров.

Соединенные Штаты Америки и Европейский Союз должны продолжать политику невыдачи виз для жителей Крыма, которые обращаются в консульства и визовые центры в Москве, предъявляя российские паспорта. Посольства должны предлагать таким заявителям обращаться в Киев с украинским паспортом. Дипломаты США и ЕС должны убеждать и другие страны (даже если те не хотят оказаться между молотом и наковальней) внедрять аналогичную практику, подчеркивая важность того, что нельзя принимать изменение границ, совершенное с применением силы.

Запад не должен признать российскую юрисдикцию Крыма в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая призвала государства не признавать изменения в статусе Крыма. Например, сейчас и Украина, и Россия претендуют на контроль над крымским воздушным пространством. Большинство крупных авиакомпаний предпочтет избегать этого спорного пространства из соображений безопасности. Правительства западных стран должны поддерживать такие решения, настаивая на том, чтобы авиакомпании откладывали полеты над Крымом до того, пока пространство не будет возвращено под контроль Украины - в том числе, из уважения к заявлениям украинских властей о том, что они отказывают в разрешении на использование воздушного пространства главных крымских аэропортов - Симферополя и Севастополя.

Кроме того, круизные суда уже начали отменять заходы в Ялту и другие крымские порты, исключая их из своих маршрутов по Черному морю. Западные морские власти должны требовать, чтобы суда, плавающие под их флагом, могли заходить в порты Крыма только с разрешения украинского правительства.

Соединенные Штаты и Европейский Союз должны препятствовать инвестированию западных компаний в развитие Крыма, если эти инвестиции не одобрены Киевом. Многие компании, вероятно, уже сомневаются относительно целесообразности таких инвестиций, опасаясь неразберихи из-за украинских и российских правовых претензий. Правительства США и Европейского союза не должны оставлять сомнений, что примут сторону Киева.

В частности, российская компания "Черноморнефтегаз" стремится привлечь западные технологии и партнеров для разработки запасов углеводородов на шельфе Черного моря в районе Крыма. Американские и европейские должностные лица должны напомнить компаниям, что "Черноморнефтегаз" подпадает под действие санкций. Партнерство с ним будет связано с опасностью санкций уже в отношении партнеров, а также международных судебных исков от Украины.

Вашингтон и Европейский Союз должны сделать все возможное, чтобы гарантировать открытость американских и европейских судов для исков со стороны украинского правительства с требованиями компенсаций за захват Кремлем Крыма, а также за любые действия, совершенные российскими или иностранными компаниями в целях эксплуатации ресурсов полуострова. Запад должен предложить Украине юридическую помощь в решении подобных вопросов.

Россия украла Крым с применением военной силы. Как многие думали, такая ситуация невозможна в Европе в XXI веке. Американские и европейские политики должны поддержать заявленные Украиной права на Крым - и делать это, пока Киев продолжает на этом настаивать. Это включает политические и экономические механизмы - в том числе, продолжение экономических санкций - в отношении Москвы, которая продолжает свою незаконную оккупацию.

Авторы статьи: Стивен Пайфер, старший научный сотрудник Brookings Institution, бывший посол США на Украине с 1998 по 2000 годы. Джон Хербст, директор Dinu Patriciu Eurasia Center at the Atlantic Council, был послом США на Украине с 2003 по 2006 годы. Уильям Тейлор, вице-президент United States Institute of Peace, был послом США на Украине с 2006 по 2009 годы.