Валентин Йонович Сегуру родился и жил до десятилетнего возраста в Бухаресте - столице Румынии. У него отец румын, мать - русская. Сейчас живет и работает в Москве. Независимый политолог. Занимается геополитикой и международными отношениями. Собирается защищать диссертацию по теме: "Роль румынских политических партий во внешней политике страны". В течении десятилетия руководил Российско-Китайским Фондом Развития Образования и в это время занимался китайской внешней и оборонной политикой и вытекающими из нее проблемами национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. Эсперантист.

ИА REGNUM: Какую роль вы отводите Российской Федерации в глобальном геополитическом процессе?

Россия - это великая держава по следующим параметрам: территория, природные ресурсы, ядерное оружие, развитие человеческого потенциала - образование и пятый, свежий критерий - политическая воля лидеров.

Но есть и анти-параметр - это, разумеется, "экономика трубы". За исключением советского периода, из России продолжают вывозить ее природные ресурсы. Если 500 лет назад это была пенька и мед, то теперь это нефть и газ.

Тем не менее, в Россию верят ее соседи. Этим и объясняется создающийся вокруг нее Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), договор о котором подписан главами Белоруссии, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года. Однако в грядущем мире двух сверхдержав - США и Китая, одного ЕАЭС нам не хватит. На фоне великого китайского соседа, Россия одна не является самодостаточной. Взять хотя бы десятикратную разницу в народонаселении. Плюс огромная в 4209,3 км совместная граница. Это, безусловно, объективным образом отнимает ресурсы страны от экономического развития в пользу обороны.

Наше экономическое и технологическое отставание от Запада и от Китая заставляет подумать: мы, то есть Евразийский Союз, за изоляционизм, или мы интегрируемся с другими мировыми центрами силы? Речь идет о близких нам цивилизационно, христианских и демократических, Европе и Северной Америке. Им придется идти нам навстречу по тем же причинам: глубокий спад и затяжной экономический кризис.

Особенность современной геополитики в том, что единая Европа, ведомая в первую очередь Германией, а также Францией и отчасти Великобританией (балансирующей между ЕС и США), также стремится стать великой державой, как США и РФ. Хотя, в решающих вопросах, ЕС до сих пор не выходит из-под опеки США. Вашингтон все еще старший брат для Брюсселя.

Таким образом, можно отметить, что недавно начавшееся третье тысячелетие и, особенно, XXI век, характеризуются главной тенденцией-трендом: континентальная, а затем и трансконтинентальная кристаллизация мирового геополитического пространства. Прекрасной иллюстрацией к этому служат союзы: Европейский, Евразийский, Африканский, арабо-мусульманские организации, НАФТА, МЕРКОСУР, АЛБА. Этот тренд будет иметь следствием переход от нынешнего однополярного мира, с одной главной валютой - штатским долларом и одним международным языком - глобальным английским, к супер-крупным, взаимно-конкурирующим блокам:

1. Демократическая христианская (кон) федерация Большого Севера, на базе ЕС, России и США

2. Восточно-азиатский китайский блок

3. Южно-азиатский индийский союз

4. Арабо-мусульманский мир

5. Латинская Америка

На сегодняшний день задача России - умелое балансирование между Западом и Китаем, имеющее целью понизить "акции" Запада в будущем союзе Большого Севера. Задача ЕС и США - это выживание в затяжном экономическом кризисе, особенно на фоне лучших позиций Китая. Для ЕС оно достижимо только в углублении интеграции вокруг франко-германского лидерства.

Умелое балансирование предполагает некоторое первоначальное сближение с Китаем. Найти бы только ту грань, перешагнув которую, от сближения перейдем к простой зависимости, а затем и к необратимой зависимости от "великого и могучего" соседа. Вот такую зависимость от ЕС, или даже от США представить себе трудно. Не те у них масштабы...

ИА REGNUM: Какие основные препятствия на пути сближения России, ЕС и США?

Отрешение от авторитарных, властных структур в последние два десятка лет происходит широким фронтом от Восточной Европы до арабского мира. Свободные народы, - близкие этнически, лингвистически и в целом цивилизационно, - еще охотнее пойдут на взаимное сближение. Тем более, Россия и Европа, Европа и Северная Америка.

Неоценима в деле интеграции мирового геополитического пространства роль гражданского общества, общественности. В качестве весьма выразительного примера можно привести почти полтора века развивающееся в мире Движение за использование языка эсперанто, который единственный на сегодняшний день, кроме английского, может претендовать на звание "международного", даже если и "миноритарного" по отношению к "мажоритарному" коллеге. Эсперантисты вносят реальный вклад в создание взаимно солидарного, глобального сообщества.

Вот только не понятно, почему российское государство тратит миллионы на продвижение в России английского языка, как одного из ведущих инструментов глобальной гегемонии США, наряду с американским долларом и ядерным оружием? В то время как на развитие созданного нашим соотечественником Лазарем Марковичем Заменгофом в XIX веке международного языка эсперанто государство не тратит ни копейки! Даже память основателя языка и выдающегося гуманиста Заменгофа в Москве (где он учился в Московском Императорском Университете) никак не увековечена!

ИА REGNUM: Дайте прогноз и сценарий движения к будущему?

Мой прогноз и сценарий движения к будущему - это отнюдь не "столкновение цивилизаций" по Сэмюэлю Хантингтону, а естественная в рыночной среде "конкуренция и сотрудничество цивилизаций". Что и закономерно. Никто еще не смог опровергнуть того факта, что люди, в великом большинстве своем, сближаются по национальному признаку, а не вопреки ему.

Великий русский поэт Федор Тютчев безусловно прав, когда писал, что у России "особенная стать". Он именно поэтому прав, потому что великий поэт. Но вот с политологическим термином, с идеей об "особом пути России" можно бы и поспорить, если подразумевать при этом, что только Россия имеет особый путь. А если еще кто-то? Вот что сказал, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, президент США Барак Обама 24 сентября 2013 года: "Я верю, что Америка исключительна! Ее способность стоять за интересами всех особенная". Таким образом, можно сделать, казалось бы, парадоксальный вывод, что Россия и Америка - одинаково исключительные? И мы также готовы стоять за интересы других, порой также в ущерб своим собственным интересам. И мы, и Америка одинаково заряжены мессианством, что видимо, можно понимать как один из признаков величия нации. И мы, и они готовы самоотверженно нести слово божье, слово партии, идеи коммунизма, революции, демократии и т.д. То есть, мы "одной крови".

Почему же при этом между нами порой все еще вражда? Видимо, старые представления о конкуренции двух сверхдержав, двух идеологий, оказались значительно более живучи, нежели можно было предположить. Если каждый народ имеет свой язык, свою культуру - то конечно у него и свой путь развития. И уж тем более, свой путь есть у каждой великой нации. Можно смело сказать, что любая великая держава "исключительна".

"Пакс Американа" - мир по-американски, успешно вознесшийся с распадом СССР в 1991 году, спустя четверть века дал трещину. 5-дневная война России за освобождение Южной Осетии и Абхазии от режима грузинского президента Михаила Саакашвили ознаменовала начало конца однополярного мира. В свою очередь, всего 3 мирных дня, в марте 2014 года, - когда 16-го марта состоялся референдум о статусе Крыма, а 18-го числа - подписание Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя, ознаменовали завершение эпохи однополярного мира.

1991 год - распад СССР, а 2014 год - распад однополярного мира. Четверть века американского глобального лидерства идут к завершению. Сейчас восходит заря нового глобального лидера - Китая. И роль России заключается в уравновешивании этих двух сверх-великих, занимая при этом свою собственную позицию по многим мировым вопросам.

ИА REGNUM: Каким образом вы видите это уравновешивание?

Абсолютная мощь США вроде бы не уменьшилась. Зато мощь России находится на своей вершине. Власти США и ЕС вынуждены реагировать на почти первый случай со времени Второй мировой войны перехода какого-либо региона от одной страны к другой, на формальное нарушение принципа "нерушимости границ". Они вводят санкции против РФ, которые не могут быть чрезмерными, ввиду взаимосвязанности и взаимозависимости современной мировой экономики. Это еще раз высвечивает силу сегодняшней России.

Вот именно сейчас, когда наши "акции" на максимуме, пришла пора осмотреться и подняться над текущими дрязгами с Западом. Вспомнить, что перспективный глобальный конкурент, как Запада, так и России - это поднимающийся Китай. Именно сейчас, когда мы сильны, и настал самый, что ни есть "момент истины". Момент, когда можно протянуть Западу руку партнерства, когда можно предложить сближение и консолидацию в рамках "Большого Севера", главным образом РФ-ЕС-США, начиная с общей таможенной и визовой политики. В том числе мы можем заявить и вступление России в НАТО, что сразу ведет к трансформации этой военно-политической структуры преимущественно в сторону борьбы с мировым и региональным терроризмом и с распространением ядерного оружия, что полезно, как для России, так и для альянса.

Это и есть ответ на сакраментальный вопрос НАТО-скептиков: "Дружить против кого?", так как такая постановка вопроса не должна вызывать отторжения у наших великих соседей: Китая и Индии. К тому же, членство в НАТО для стран ЕС не мешает им иметь прекрасные отношения с КНР. Непонятно, почему Россия, вступив в НАТО, не сможет сохранить традиционно добрососедские, дружественные связи с Китаем?

Озвучить все эти предложения к Западу можно и нужно уже в этом 2014 году. Поскольку Вашингтон все еще является "старшим братом" Брюсселя, - понимаемого как столица и ЕС, и НАТО, - то главные вопросы сотрудничества решаются между Москвой и Вашингтоном.

ИА REGNUM: Как вам видится дальнейшее развитие украинского кризиса, который на этом этапе только ужесточает противостояние между Россией и Западом и провоцирует новые санкции в отношении Москвы?

Начавшаяся в конце апреля гражданская война на Юго-Востоке Украины за счет нашествия в регион Национальной гвардии, созданной главным образом из боевиков шовинистического "Правого сектора", и армейских частей украинского Минобороны, показала крайне идеологизированное противостояние Киевско-Львовского режима с Юго-Востоком. Пророссийские сторонники федерализации Украины из Донецкой, Луганской и других областей Юго-Востока ("федералисты") противостоят крайне правым прозападным ультра-националистически настроенным сторонникам унитарного централизованного государства ("централисты") в борьбе за свое право на полноценное официальное использование родного русского языка как второго государственного и за свое право без Киева решать свои внутренние региональные вопросы.

Трагедия в Одессе 2 мая 2014 года, когда национал-экстремисты сожгли около полусотни одесситов, укрывшихся в Доме Профсоюзов, а также расстрелы мирных жителей в Славянске, Мариуполе, и других городах, добавила еще больше решимости Юго-Восточным регионам в борьбе за свои права. Кульминацией этого стали референдумы 11 мая 2014 года в Донецкой и Луганской областях, провозглашение в результате воли большинства населения их независимости и объединение этих двух регионов в новое государство Новороссия 24 мая 2014 года.

Просьба Новороссии о принятии их в состав России пока не осуществима в силу целого ряда причин, но не исключается в будущем, после принятия Конституции и демократического избрания органов власти Новороссии и, главное, стабилизации международного положения самой России.

ИА REGNUM: Как вам видится соблюдение постулатов международного права в сегодняшней ситуации?

В контексте сказанного можно отметить, что международное право претерпевает сейчас серьезные пертурбации. Первоначально оно предполагало взаимно пересекающиеся постулаты: право наций на самоопределение и одновременно суверенитет государства. Из второго пункта вытекают принципы территориальной целостности государства и нерушимости границ, которые были провозглашены, в частности, Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1 августа 1975 года, подписанным 35 государствами Европы, Северной Америки и Турции.

В последние годы ХХ столетия и в начале XXI от некоторых государств, в том числе от республик бывшего СССР откололись территории, провозгласившие себя самостоятельными. Этот процесс получил сильный импульс, после того, как независимость провозгласил сербский край Косово, что было признано многими государствами Северной Америки, Европейского Союза и др. Это было как мифологическое открытие "ящика Пандоры". Все рассуждения Запада о том, что Косово - это особый, уникальный и неповторимый случай, ничего не стоят, так как отсюда следовало бы, что косовские албанцы - это особая нация, имеющая право на особые привилегии. Такая постановка вопроса априори абсурдна, поэтому ясно, что и другие нации имеют право провозгласить независимость и суверенитет и, соответственно, быть признанными международным сообществом. В том числе Приднестровье, Крым, Новороссия, Нагорный Карабах и т.д. Признавать или нет новые независимые государства каждая страна решает самостоятельно.

В сложившихся международных обстоятельствах Россия имеет полное моральное право признавать любые новые независимые государства и уж тем более на просторах бывшего СССР. Принимать или не принимать их в свой состав и когда это делать - это уже другой вопрос. Также как альтернативным вопросом повестки может быть не только вступление в состав РФ, но и в Таможенный, а в будущем и в Евразийский союз. Правда, на это потребуется согласие остальных государств - членов этих международных организаций.

ИА REGNUM: Какой эффект будут иметь санкции против России и смогут ли они переломать волю российских властей?

Так как киевский евромайдановский режим плотно курируется американскими спецслужбами и покровительствуется официальным Вашингтоном и Брюсселем, то можно сделать вывод, что Запад все еще находится в плену иллюзий, что Россию и в целом русский мир можно тем или иным способом "поставить на место". А именно, на место, в лучшем случае, младшего партнера. Эти надежды западной элиты никак не осуществимы. Да и сами рядовые жители Америки и Европы все меньше доверяют своим политикам, очерняющим Россию.

Поэтому, объективно, историческое примирение России с Западом никак не отменяется, хотя с учетом украинских реалий 2014 года, безусловно, откладывается на несколько лет. Дискуссию в обществе об этом, тем не менее, можно и нужно вести именно сейчас. Тем более, что ситуация на Украине, наверняка, стабилизируется в ближайшие месяцы, пусть даже не в пользу киевского режима, в том смысле, что новое государство Новороссия укрепится. Правда, в таком случае, новоизбранный 25 мая 2014 года украинский президент Петр Порошенко, помимо сепаратизма, столкнется и с усилением позиций ультранационалистов. При этом, ему придется быть "святее папы римского", то есть правее правых.

ИА REGNUM: У вас две Родины - Россия и Румыния. Почему они до сих пор не могут достичь согласия, хотя и Владимир Путин, и Траян Бэсеску исповедуют идеологию и ценности православного консерватизма и объективно интересы Москвы и Бухареста совпадают и в Молдавии, и на Украине - в обоих бывших советских республиках, которые лежат между двумя странами? И почему оба народа до сих пор относятся с подозрением друг к другу?

Хотя Румыния тоже православная страна, исторически сложилось так, что и румынский народ, и его правители в течение веков относились с подозрением к Российской Империи, чувствуя угрозу поглощения с ее стороны. Это и стало причиной принятия в середине XIX века латинской азбуки, с целью, укрепления романской идентичности объединенной нации. Был короткий период дружбы и сотрудничества в период Освободительной войны 1877-78 гг. Тогда, благодаря победам российской и румынской армий и болгарских ополченцев над турками, Румыния приобрела независимость, а Болгария была освобождена от турецкого рабства. Союзнические отношения существовали и во времени Первой мировой войны, до революции в октябре 1917 г. Период между ними тоже был относительно благополучным для двухсторонних связей.

Однако, потом наступил период между двумя мировыми войнами и самое главное - Вторая мировая война. В ней Румыния потеряла Молдавию между Прутом и Днестром и Северную Буковину, за счет СССР и самое главное 600 000 румынских солдат осталось лежать на советской и румынской территории, главным образом, под Сталинградом. И хотя король Михай повернул румынскую армию против Вермахта, сделав ее союзницей советской (за что и получил от Сталина орден "Победы"), послевоенный период официального социалистического строительства тоже был непростым, особенно в период правления Николае Чаушеску. Непростой он и сейчас. Хотя надо отметить прагматизм Владимира Путина и Траяна Бэсеску, которые не ставят свои геополитические пристрастия и взаимные подозрения выше экономического сотрудничества, развивающиеся успешным образом. Кроме того, я бы хотел отметить объективность президента Бэсеску - он подчеркивает, что самая большая ошибка маршала Антонеску во время войны - это то, что разрешил румынской армии перейти Днестр и сражаться в глубине украинской и российской территории. В противном случае, он предполагает, что послевоенный статус Румынии мог быть как у Финляндии. Прав он или нет, уже сказать очень трудно, после истечения стольких лет.

Надо однако отметить, что граждане Румынии русского происхождения, - в основном потомки белогвардейцев и староверы, проживающие в устье Дуная, - пользуются всеми правами и свободами и свободно пользуются русским языком. Кроме того, общая православная вера упраздняет все предпосылки цивилизационно-культурных различий между нашими народами.

Беседовал Георгий Коларов