20 июня 2014 года возглавляемый экс-министром РФ Алексеем Кудриным Комитет гражданских инициатив (КГИ) представил доклад "Тупик борьбы интеграций в Европе". Авторами доклада являются: Е. Ю. Винокуров (Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития), С. А. Кулик (Институт современного развития), А. Н. Спартак (Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ), И. Ю. Юргенс (Институт современного развития). Само название доклада отражает уже четверть века продвигаемую в поле российской идеологии парадигму т. н. "Большой Европы", согласно которой Россия рассматривается составной и неотъемлемой частью европейской цивилизации. Авторы доклада полагают, что в рамках пространства "Большой Европы" в настоящее время борются два интеграционных проекта - Европейского Союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Руководство КГИ, таким образом, вынуждено считаться с реалиями современной государственной политики Российской Федерации- осуществляемым проектом ЕАЭС.

С точки зрения экспертов КГИ, получается, что в настоящее время на одном пространстве существует одновременно два интеграционных проекта. Но именно параллельное существование на одном пространстве двух проектов и должно обуславливать их конкуренцию с возможной перспективой победы одного интеграционного проекта над другим. Единое пространство по модели "Большой Европы" в подобной ситуации и закладывает конфронтационную модель отношений. Заметим, что идеология "Большой Европы" позволяет в любой момент поставить под вопрос одну из интеграций, понятно какую, тем более, что ЕАЭС остается по большей мере еще проектом, тогда как ЕС - работающим объединением с надежной исторической опорой. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что программа евразийской экономической интеграции и перспектива формирования Евразийского экономического союза к 2015 году провозглашены сравнительно недавно, а сам процесс носит ускоренный и чрезвычайный характер. Каких-либо значительных плодов от евразийской экономической интеграции пока не видно при том, что негативные последствия вступления в 2012 году РФ в ВТО себя проявили. Как бы там ни было, но существование двух проектов интеграции на одном пространстве, пусть виртуальном, требует, по крайней мере, территориального размежевания между ними. Очевидно, что авторы доклада пытаются найти выход в нынешней политической ситуации конфликта в интересах сохранения своей любимой темы - "Большой Европы".

"Впервые в постсоветской истории Большая Европа в такой высокой степени напряжения оказалась перед выбором двух сценариев своего развития - формирование "интеграционного моста" от Лиссабона до Владивостока или "континентальный разлом" с неизбежными взаимными потерями рынков, разрывами в транспортно-логистических путях, новыми ограничениями потоков трудовой миграции и с другими трудно восполнимыми потерями для всего региона", - пишут авторы доклада, забывая отметить при этом, что история "Большой Европы" по временному протяжению как раз и равна постсоветской истории. Основная тема доклада - предмет конфликта двух интеграционных центров на пространстве "Большой Европы" - Украина. В связи с этим в докладе критическому анализу подвергнут в целом проект "Восточного партнерства" Евросоюза, в частности, его деструктивные последствия для экономического сотрудничества и партнерских отношений между РФ и ЕС.

Политика "Восточного партнерства", по мнению авторов, в настоящий момент является контрпродуктивной для экономик участвующих в ней стран бывшего СССР. Авторы доклада хотели бы, чтобы политика Евросоюза стала продуктивной, как для участников "Восточного партнерства", так и России. Критика российскими либералами политики "Восточного партнерства" - новое явление в общественной мысли. Здесь они вынуждены следовать общественным настроениям, порожденными кризисом на Украине. В докладе сделан вывод о необходимости формирования новой платформы сотрудничества в "Большой Европе" для выхода из глубокого кризиса на Украине для преодоления фактически возникшего "континентального разлома" в "европейском регионе". Авторы доклада признают фактический "разлом" "Большой Европы".

В докладе утверждается, что ключевой участник "Восточного партнерства" - Украина, оказавшаяся в эпицентре борьбы интеграций двух центров, переживает глубочайший в ее недолгой истории политический и экономический кризис. Авторы не считают возможным ликвидировать проект "Украина". В "глубочайшем кризисе" они видят шанс для перезапуска виртуального проекта "Большой Европы", предполагающий интеграцию настоящей Европы и России. Украина должна будет выступить в качестве моста. В докладе рассматриваются финансовые последствия для Украины от ее торгового сотрудничества с ЕС при разрыве отношений с Россией и ЕАЭС в инерционном сценарии развития событий. Негативный сценарий в докладе даже не рассматривается, поскольку на длительном временном отрезке, как полагают авторы доклада, он будет означать коллапс экономики Украины. Позитивного сценария для Украины у авторов доклада тоже нет.

В докладе по целому ряду экономических аспектов рассматриваются крайне негативные последствия для Украины предстоящего соглашения об ассоциации с ЕС, результатом которого станет создание "Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли" - ГВЗСТ (Deep and Comprehensive Free Trade Area - DCFTA). Если обычная зона свободной торговли (ЗСТ) предполагает лишь отмену ограничений в торговле между странами, то ГВЗСТ, по замыслу Брюсселя, требует еще и приведение в полное соответствие законодательств стран партнеров ЕС по "Восточному партнерству", подписавших соглашение об ассоциации с Евросоюзом, с законодательными нормами ЕС в области внешнеторгового регулирования, инвестиционного законодательства, антимонопольного регулирования и других областях. Евросоюз предписывает стране-партнеру по ГВЗСТ реагировать и на текущие изменения законодательства ЕС. Однако при этом ЕС, требуя от партнеров по "Восточному партнерству" глубоких реформ, не дает им четкой перспективы членства в Евросоюзе. Втягивание стран "Восточного партнерства" в ГВЗСТ предполагает экономическое развитие этих стран не через постепенную трансформацию системы их хозяйства, а через радикальную ломку по лекалам Евросоюза. Поэтому авторы полагают, что беспрецедентно жесткие положения ГВЗСТ не соответствуют логике европейской интеграции. Здесь они заведомо идеализируют Европейский Союз, полагая что целью этой организации на континенте является расширение зоны экономического и социального благосостояния. Однако, заметим мы, подобному сценарию препятствуют ограниченность ресурсов и пределы, накладываемые природной окружающей средой. Поэтому авторы доклада "Тупик борьбы интеграций в Европе" исходят из ложной установки, предполагая благие намерения ЕС на пространствах "Большой Европы", хотя по простой логике Евросоюз должен преследовать прежде всего свои интересы.

В случае с Украиной и проектом "Восточного партнерства" с созданием ГВЗСТ Евросоюз действует по логике, которая как раз соответствует европейской интеграции последние четверть века - создание кругов периферии вокруг ядра ЕС. Уже страны т. н. "Новой Европы" из Центральной Европы, Балкан и Прибалтики после включения их в Евросоюз стали играть роль периферии для "Старой Европы". ГВЗСТ из Украины и Молдавии означает новый пояс периферии, контролируемой Евросоюзом. Таким образом, экономическая составляющая проекта "Восточного партнерства" для РФ и стран СНГ предполагает перевод на новый уровень деиндустриализации постсоветского пространства, начавшейся во второй половине 80-х годов ХХ века. Те, кто приветствует этот процесс, связывают его с надеждами на развитие в рамках "Большой Европы".

Авторы доклада "Тупик борьбы интеграций в Европе" полагают, что возможные объемы предполагаемого и необходимого финансирования Евросоюзом Украины, оцениваемые в ближайшие 4 года примерно в сумме $85 млрд., сопоставимы с масштабами поддержки стран Еврозоны для преодоления кризиса суверенной задолженности. А это, по их мнению, уже прямой вызов будущему всего европейского проекта. Готов ли Евросоюз дать Украине средства в подобном объеме?

Однако под "развитием" в странах "Восточного партнерства", в частности на Украине, авторы доклада понимают компенсацию хронической недоинвестированности стран, накопленной за два постсоветских десятилетия, а также всего лишь обеспечение нормального процесса инвестирования в среднесрочной перспективе. Накопленная за годы реформ "недоинвестированность" экономики Украины оценивается авторами доклада на уровне $300 млрд. Динамика степени износа основных фондов Украины за последние 12 лет выросла с 44% до 78%. Потребность в привлечении средств на Украине намного превосходит ожидания внешней финансовой помощи и текущие возможности мобилизации средств самой украинской экономикой. Возникает вопрос, собирается ли Евросоюз финансировать "недофинансированность" Украины, или же он намерен сейчас ускорить процессы деструкции украинской экономики? С нашей точки зрения, описанный в докладе сценарий, скорее, предполагает второй вариант.

Авторы доклада отмечают, что связь с российским рынком и с рынками партнеров России по ТС является критически значимой для большого числа отраслей и секторов украинской экономики, прежде всего - машиностроения. Договор о "глубокой ассоциации" создает угрозу не просто обновлению, но и самому существованию практически всего высокотехнологичного сектора украинского машиностроения. При этом в Европейском Союзе неоднократно была высказана точка зрения, что существующая промышленность Украины энергозатратна и "грязна" с точки зрения охраны окружающей среды. Ликвидация украинской технологичной промышленности в результате "глубокой ассоциации" с ЕС будет означать высвобождение в пользу Европы энергетических ресурсов, даже в том случае, если они на время останутся в сибирских недрах. Отметим и то обстоятельство, что в результате трансформации экономики Украины под влиянием "глубокой ассоциации" с ЕС российский экспорт станет еще более сырьевым. Таким образом, экономическая деструкция затронет не только украинскую, но и российскую промышленность.

Что предлагают авторы доклада "Тупик борьбы интеграций в Европе"? Политическую сторону конфликта такую, как, например, Крым, или восстание в Донбассе, они намерено оставляют вне поля обзора, в то же время говоря о приемлемых для России условиях. Авторы доклада полагают, что при условии "обновленного формата" украинской государственности, запуска "внутриукраинского диалога", внеблокового статуса Украины у России не будет весомых причин для отказа от экономического взаимодействия с постреволюционной Украиной.

Для того, чтобы избежать проникновения европейских товаров посредством Украины на территорию Таможенного союза они предлагают прибегнуть к электронной системе контроля над таможенным движением товаров: "Задача будет состоять в том, чтобы выработать механизм информационного обмена, позволяющий эффективно контролировать поставки товаров из Украины в рамках режима свободной торговли, а при необходимости применять защитную оговорку, предусмотренную для Таможенного союза приложением 6 к Договору от 18 октября 2011 г." Итак, режим свободной торговли для Украины с Россией предлагается сохранить.

Параллельно авторы доклада предлагают готовить необходимую почву для долгосрочного решения по выстраиванию торгового режима в треугольнике Евразийский экономический союз - Украина - ЕС. Сотрудничество и свободная торговля возможны на пути заключения экономических договоренностей между Украиной, Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. Консультации по этому вопросу были предложены ЕС России еще в декабре прошлого года. 25 июня 2014 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Украина готова провести публичные консультации по имплементации пунктов соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом для того, чтобы снять все предубеждения по этому вопросу для российской стороны.

Из-за особенностей структуры внешней торговли страны ЕАЭС не заинтересованы в зоне свободной торговли с Евросоюзом. Их интерес проявляется только в случае достижения комплексных договоренностей, которые облегчили бы передачу технологий и доступ к финансовым и другим рынкам стран ЕС, в частности, к энергетическому рынку. Однако эти условия явно противоречат интересам Евросоюза. Тем не менее, авторы доклада "Тупик борьбы интеграций в Европе" предлагают следующую "дорожную карту" достижения соглашения между РФ (ЕАЭС) - Украиной - ЕС:

- Евросоюз и Украина подписывают разделы Соглашения об ассоциации, касающиеся "глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли" (запланировано на 27 июня 2014 года);

- Россия и Евросоюз в сотрудничестве с Украиной в ходе совместных консультаций анализируют проблемы, которые возникают для Москвы в случае подписания Киевом соглашения об ассоциации с ЕС;

- Украина и Евразийская экономическая комиссия подписывают протокол об устранении технических барьеров в торговле (2015 год);

- Украина и Евразийская экономическая комиссия подписывают документ об электронном информационном обмене сведениями о таможенных декларациях и протокол о механизме совместного контроля за происхождением товаров, предусматривающий ответственность поставщика за искажение сведений о происхождении товара (2015 год);

- активизируются переговоры Москвы и Брюсселя по новому базовому соглашению, которое включало бы в себя план действий по упрощению торговли и гармонизации законодательства в контексте подготовки к переговорам о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС, Украиной и Евросоюзом.

Таким образом, авторы доклада "Тупик борьбы интеграций в Европе" предлагают согласиться с поглощением Украины "глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли" с ЕС, уничтожающей промышленное сотрудничество Украины с РФ.

Проблему угроз рынку ЕАЭС они предлагают решать современными техническими электронными средствами. Ради "Большой Европы" авторы доклада готовы пойти на серьезные уступки ЕС. Удовлетворение Евросоюза поглощением Украины, по их мнению, создаст основу для создания зоны свободной торговли между ЕАЭС, Украиной и Евросоюзом, в которой ЕС якобы учтет интересы РФ и ее партнеров по ЕАЭС. Однако последнее отнюдь не гарантируется Брюсселем. При этом за скобками остается запланированное на 2015 год создание Трансатлантической зоны свободной торговли между США и Евросоюзом. Скорее, решением со стороны США и Европы станет, как и в случае с Киевом, приведение в соответствие политической надстройки российской государственности с экономическим постсоветским базисом. Евразийский интеграционный проект в подобном решении не предусматривается.

Тем временем руководство Евросоюза твердо намерено продолжать программу "Восточного партнерства" в новых условиях, когда определился конфликт с РФ из-за Украины. Это намерение отражено в семилетнем финансовом цикле на 2014-2020 годы. Евросоюз готов отстаивать свою стратегию в "Восточном партнерстве" несмотря на то, что в своем весеннем экономическом прогнозе Еврокомиссия отметила, что напряженность в отношениях с Россией повысила геополитические риски.

Европейская редакция ИА REGNUM