Первое же заседание парламента Южной Осетии нового созыва пришлось прервать из-за невозможности договориться. Если спикера удалось избрать довольно легко - им прогнозируемо стал лидер победившей партии "Единая Осетия" Анатолий Бибилов - то договориться "с ходу" о кандидатурах на посты председателей комитетов не удалось. Обсуждение получилось, скажем так, жарким, заседание вынужденно закрыли, не завершив даже такую короткую и понятную повестку дня. Таким образом, уже с первых же минут работы нового парламента оправдались прогнозы экспертов, утверждавших, что добром все это не закончится. И это только начало - предстоит еще решать сложные вопросы перестановок в правительстве. Кроме того, ряд кандидатов в депутаты, формально прошедшие в парламент по "списочной процедуре", работать там не желают и собираются передать свои парламентские мандаты тем, кто стоит в списках ниже их. И несмотря на то, что эта процедура формально считается демократической, но все же в югоосетинских условиях воспринимается довольно болезненно, учитывая крайнюю персонализацию всего, что происходит в республике.

Признание Южной Осетией Луганской Народной Республики на этом заседании уже не рассматривалось, ведь решение формально принимал предыдущий созыв. А жаль, потому что теперь и ответить, вроде как, некому. С МИДа и так спросить нечего, они в этом процессе вообще не участвовали. Они в принципе мало в чем участвуют. Даже к недавнему сенсационному посещению РЮО министром иностранных дел Эритреи местный МИД на деле никакого отношения не имел. Глава МИД Эритреи посетил Цхинвал с так называемым ознакомительным визитом проездом из Москвы. По некоторым данным, Эритрея готовит признание РЮО как независимого государства и с этой целью соблюдает принятые демократические и дипломатические процедуры. Если все пройдет гладко (а пока нет предпосылок предполагать обратное), это будет первым таким признанием РЮО за пять с половиной лет, но в этом не будет ни грамма заслуги местного дипломатического ведомства. Что бы они постфактум ни говорили.

А говорить будут. Едва ли не все, что происходит в последние месяцы в РЮО, рассчитано исключительно на внутреннего потребителя. Признание независимости ЛНР преподносится людьми, близкими к власти, как некое согласованное с Москвой решение, целью которого было "дать знак" Западу. То есть, таким вот экзотическим образом Москва подмигнула мировому сообществу о чем-то очень важном в отношении Украины. Других способов у Кремля не было, видите ли. Инициатива же исходила из администрации президента Леонида Тибилова, которая убила таким образом сразу двух пропагандистских зайцев. Белого и пушистого.

Белый: президент Тибилов и глава администрации Борис Чочиев (а также люди поменьше) как бы находятся в постоянном контакте с Кремлем и даже осуществляют важную миссию, которую этот самый Кремль на них возлагает в глубоких целях большой мировой политики. Это сильно повышает рейтинг президента и его окружения, поскольку в цхинвалоцентричном общественном сознании такая сопричастность к планетарным проблемам ценится очень высоко. Ну, и кроме того, в Цхинвале уже давно привыкли с религиозным придыханием произносить географическое название "Старая площадь". В обстановке, когда партия "Единая Осетия" выиграла выборы, опираясь на один-единственный лозунг и все также кулуарно ссылаясь на "Старую площадь", администрация президента решила сыграть на том же поле теми же фигурами. То есть, перехватить наиболее популярные лозунги и, одновременно, продемонстрировав свою значимость. Получилось.

Заяц пушистый: естественная и нормальная для каждого приличного человека гордость за совершенный правильный и мужественный поступок. Общественное мнение действительно гордится содеянным, исходя из понятных морально-этических принципов сопереживания и поддержки. Эта позиция настолько морально бесспорна, что парализует те мозговые центры, которые отвечают за рациональное мышление. Те российские политологи, кто вынужденно следит за ситуацией в РЮО, также предпочли сосредоточиться именно на бесспорном морально-этическом аспекте признания, никак не комментируя его практическую составляющую. Иначе можно получить ярлык "фашиста", настолько сверхценным представляется для общественного мнения в РЮО это решение.

Возможно, многие считают, что именно в югоосетинском политическом контексте это и правильно. Мол, мы все равно в ближайшие дни вступим в состав России, а там хоть трава не расти. Абхазия ведь не стала никого признавать, поскольку придерживается твердого курса на сохранение государственности. Да и за пределами РЮО никто вообще никак ни словом официально не обмолвился об этом признании. Его просто не заметил никто. И это при том, что роль и ценность мнения таких государств, как РЮО, в мировом контексте действительно имеет тенденцию к росту. Таких "фантомных" государств становится все больше, да и находятся они, как правило, на "размломных", кризисных геостратегических позициях. Мировое сообщество вынуждено все больше прислушиваться к их мнению и присматриваться к тому, что там происходит. А тут - молчок.

А требовалось-то всего лишь подождать буквально несколько дней, чтобы увидеть, что формат и сама конфигурация начавшихся в Донецке переговоров пока никаких признаний и иных похожих деклараций не предусматривают. Никакого "подмигивания" Западу через РЮО не было и быть не могло. Как сложно себе представить и "рекомендации" из Москвы в Цхинвал организовать в спешном порядке это признание, учитывая последующие события.

Например, Владислав Сурков, "куратор" РЮО, на которого заочно ссылались в кулуарных беседах некоторые представители цхинвальских властей (мол, это он лично рекомендовал признать ЛНР), на встрече с президентом и членами парламента нового созыва прокомментировал все это, скажем так, неоднозначно. Он также весьма положительно публично отозвался о моральной стороне вопроса ("мудрое и мужественное решение") - а куда деваться? Но через пять минут он фактически дезавуировал само это признание, сообщив онемевшим депутатам нового созыва, что "максимум того, что могут они (ЛНР и ДНР) получить, это широкую автономию". И дальше про федерализацию Украины.

Неловко получилось. То есть, теперь после заключения перемирия (пусть оно длится вечно!) и начала переговорного процесса и так непонятно, что делать с этой бумагой, а тут еще человек, которого преподносили, как инициатора признания (оно же "подмигивание") публично отказывается от этой почетной позиции. И с кем тогда, якобы, говорили в Кремле по этому поводу? Загадка.

Вторая неувязка произошла, как и ожидалось, с новым спикером парламента Анатолием Бибиловым, который сразу же после избрания (то есть, еще ДО приезда в РЮО все того же Суркова) в своей первой речи в новой должности вновь повторил, что парламент уже в ближайшее время примет постановление о вхождении в состав РФ. После последовавшей беседы с Сурковым Анатолий Бибилов уже ничего подобного не повторял, а люди из его окружения тут же начали корректировать высказывания своего босса в духе "его не так поняли". Мол, предвыборные обещания будут выполняться, но вот к осени мы подготовим документы для нового референдума и тогда будем разбираться. При этом умудряются ссылаться на министра иностранных дел Сергея Лаврова, конкретно на то его высказывание, где он утверждал, что ни о каких просьбах о вхождении со стороны РЮО не слышал. Пару месяцев назад это заявление Лаврова близкие к Бибилову политологи подвергли жестокой обструкции, что, учитывая их российское гражданство и место работы, выглядело не просто неуместно, а даже как-то дико. Теперь эту же фразу без зазрения совести принялись эксплуатировать в прямо противоположных целях. В принципе, будет интересно посмотреть, как он сам и руководимая им партия будут теперь выбираться из той глубокой и темной бездны, в которую сами же и запрыгнули, столь нещадно эксплуатируя заведомо невыполнимый лозунг. И как показало первое большое интервью нового спикера парламента местному телевидению, выхода из этого тупика он пока не видит. Вообще это интервью вызвало даже желание помочь ему морально.

А ведь это только буквально первая неделя, когда функционирует новая конфигурация власти в РЮО. Еще предстоят дебаты о новом составе правительства. Пока они идут только кулуарно, но уже крайне агрессивно, чуть ли не до рукопашной. Еще нет даже намека на повестку дня законодателей, не представлен ни один проект какого-либо закона. Если это считать той самой пресловутой стабильностью, о которой так печется Россия, то, похоже, это совсем не та тенденция, которую хотелось бы наблюдать. С другой стороны, все это бои местного значения, предназначенные исключительно для внутреннего потребления. Возможно, с этим можно будет как-то совладать, но нельзя забывать и том, что обстановка меняется очень быстро и, если некоторые внутренние события в РЮО на внешнем мире никак не отражаются, только умы будоражат, то события на той же Украине могут косвенно повлиять и на РЮО. Вот потому то столь важна та самая скоординированность действий с Москвой и в хорошем смысле управляемость ситуацией, которая в силу множества субъективных причин была в последнее время утеряна. И все это, если совсем забыть об экономике, которая стала фактором внешнеполитическим, сразу же после того, как из чисто практической проблемы перетекла в сферу идеологическую, а также под богатые кремлевские ковры, где большая часть споров и протекает.