Александр Лукашенко 24 июня заявил о готовности принять в Белоруссии украинских беженцев и разместить их лучше, чем это сделано в России, "чисто по-белорусски". Не желает ли Прибалтика принять украинских беженцев? Ведь президент Литвы Даля Грибаускайте поддержала свержение Виктора Януковича и курс "новых властей" Украины, как и Лукашенко. Об этом 27 июня в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Рекеда.

Предложение президента Белоруссии принять беженцев с Украины для работы при отдельных "особенностях", вроде идеи разместить людей на пострадавшей от Чернобыля территории, все же носит прагматический характер, от которого выиграют все стороны. Беженцы смогут получить какое-никакое жилье и работу, а Белоруссия - новые рабочие руки.

Пожалуй, еще более актуальным такое решение был бы для лидеров прибалтийских республик. Дело в том, что рабочие руки из этих стран утекают с катастрофической скоростью. В отчетных документах этот процесс предпочитают называть "высокой социальной мобильностью", но по факту уже 370 тыс человек менее чем двухмиллионной Латвии живет за границей, примерно по 40 тыс человек ежегодно уезжает в поисках лучшей жизни из Литвы, примерно по 6 тыс человек ежегодно уезжает из Эстонии. Всё это трудоспособное население, которого, как ни парадоксально, несмотря на высокий уровень безработицы, не хватает в балтийских странах. Поэтому украинские беженцы, с этой точки зрения, пришлись бы очень кстати в этих странах.

Для создания лагеря беженцев потребуются серьезные дополнительные финансовые затраты - их у прибалтийских республик точно нет. А что могли бы собрать, то вряд ли было бы использовано эффективно. Достаточно вспомнить Золитудскую трагедию в Латвии осени прошлого года, в которой погибло 54 человека. В связи с этим было принято решение создать общественную комиссию по оценке трагедии, в неё вошли некоторые латвийские политики и чиновники, которые запросили под бюджет организации более 200 тысяч евро. После этого Комиссию решено было просто не создавать. Не этим ли закончился бы проект по созданию лагерей беженцев для украинцев?

Прагматичность мышления - черта, увы, не слишком характерная для балтийских политических элит. Даже вопрос беженцев в этих странах воспринимается через призму геополитики. Конкретный пример: Литва всеми силами пытается позиционировать себя как защитник и наставник Украины на пути "евроинтеграции". На словах. Почему бы в таком случае на деле не помочь украинцам? Что же делается по факту? На самом деле сразу после референдума в Крыму литовские власти заявили, что примут у себя в качестве беженцев всех отказавшихся жить "под российской оккупацией". Русское население полуострова, естественно, такие настроения не разделяло, в среде крымских татар тоже большого количества желающих покинуть свои дома не нашлось. Практически единственные, кто решил уехать - активисты радикальных исламских организаций с, мягко говоря, неоднозначной репутацией - например, "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", которая после ухода Крыма под российскую юрисдикцию перешла в категорию террористических организаций. К слову, террористами эту организацию признают не только в России, но и в Средней Азии, и в Германии. В общем, пытаясь высосать из пальца миф об "ужасах оккупации Крыма", г-жа Грибаускайте за ручку привела к себе в страну под видом беженцев исламских радикалов и террористов.

Приглашений же от прибалтийских политиков (тех же литовских руководителей), насколько мне известно, пока не было, несмотря на факт гражданской войны на Украине. И пока для этого не будет веской политической причины, такие предложения со стороны Прибалтики не появятся - иначе ведь придется объяснять, почему в результате действий замечательного нового "демократического" руководства страны появились беженцы.

Преимущество белорусской стороны в данном случае в том, что подобные геополитические мотивы для Минска, к счастью, не важны, а потому действиями Лукашенко в этом вопросе движут экономические и гуманистические мотивы.