КАРИНЭ ГЕВОРГЯН 28.06.2014 "Хотят ли... войны?!" Кое-кто кое-где и хочет. В ситуации, сложившейся на Украине и вокруг нее, санкции в отношении России исходят от США и ЕС. В первых одерживают верх те страты элиты, которые заинтересованы в переходе к "экономике войны" на территории Евразии и в Африке. Первая и Вторая мировые войны привели к росту могущества США при несопоставимом ныне демографическом дисбалансе между двумя полушариями (1 млрд - в Западном и 6 - в Восточном). Они же оказывают давление на ЕС, а он может не выдержать надвигающихся испытаний, поскольку эти санкции прямо и косвенно отразятся на его экономике и как следствие спровоцируют общественные выступления, на фоне непрекращающегося потока мигрантов. В этом контексте режим санкций против России будет находиться в зависимости от тех процессов, которые запустили геополитическое переформатирование восточного полушария. Афганистан, Ирак, Сирия, неустойчивая ситуация в Ливане, Пакистане, непростое положение в Турции, риски, которым подвергается ЕС, начинают входить в "резонанс". Его разрушительных последствий может избежать Иран, а минимизировать их в силах Россия, Китай и Индия. При немалых финансовых, информационных и лоббистких возможностях государств Аравийского полуострова их потенциал (оптом и в розницу) недостаточен для самостоятельной активизации. Они могли бы опереться на Турцию, но...

Руководство Турции в складывающихся обстоятельствах оказывается в положении, которое автомобилисты называют "коробочкой". Это, когда несколько автомобилей, догоняя, пытаются остановить преследуемого. Я имею в виду:

- внутриэлитный конфликт,

- затяжные общественные протесты при неизбежном размывании старых идеологем и отсутствии базы для мобилизующей консолидации общества,

- усиление курдского фактора (на фоне усиления Иракского Курдистана),

- нестабильность экономических партнеров, перебои с поставками российского газа, следующего транзитом через Украину,

- снижение интенсивности транзитных потоков через территорию Турции,

- высокий риск террористических угроз со стороны групп, поддерживаемых ранее нейтральными и даже "дружественными" по отношению к Турции силами с территорий Сирии и Ирака,

- ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации в т.ч. из-за проблемы беженцев.

Малоопытный водитель в такой ситуации жмет на педаль тормоза. Однако единственный выход из "коробочки" - давить на педаль газа. Меры, которые может предпринять Реджеп Эрдоган в этой ситуации - тема для отдельного разбора.

Какова бы ни была специфика внутриэлитного конфликта в Турции, те, кто рассчитывает "обыграть" премьера, окажутся в положении, которое лишит их возможности контролировать ситуацию в собственной стране ("украинский" сценарий) и, фактически, суверенитет над проливами. Это приведет к тому, что количество судов американского военного флота сможет превысить ограничение по тоннажу и формально для помощи Грузии и Украине США увеличат свое присутствие в регионе. Впрочем, неизвестно, чьим инструментом при этом окажется турецкий военный флот. Как поведут себя "обиженные" арестом экс-главкома ВМФ Оздена Орнека офицеры?

"Новых управленцев" Турции будут подталкивать к поддержке Азербайджана, который может попробовать развязать конфликт в Карабахе во время плановых военных учений, обвинив в нападении армянскую сторону. Поскольку в этой ситуации вооруженные силы Азербайджана не могут не "задеть" территорию Армении, создастся положение, в котором партнеры Армении по ОДКБ вынуждены будут предпринять ответные действия. Так или иначе, вооруженные столкновения в Закавказье дают, по имеющимся договорам, США право ввести десятитысячный контингент для охраны части нефтепровода Баку-Джейхан на участке Южного Кавказа (Азербайджан-Грузия).

Исход такой ситуации не предопределен. Одно неизбежно: масштабная дестабилизация в макрорегионе, плоды которой достанутся не Турции, хотя и будут ей посулены, также как Грузии (со дня на день ожидающей качественного усиления натовского присутствия на своей территории) - возвращение Абхазии и Южной Осетии, Украине - Крым, а Азербайджану - Карабах, исламистам (ударному авангарду сценария) - Халифат. Последние неконтролируемы? Не верю (Станиславский).

Если Россия перейдет к более активным формам защиты своих интересов на Украине не позднее сентября 2014, то на первом этапе санкции будут усилены. Затем противоречия между интересами европейских членов НАТО с конца года начнут нарастать, что может привести к самостоятельному выходу из режима санкций таких стран, как Франция и Италия. Положение Германии сложнее (из-за секретного протокола от 21 мая 1949 года), но не исключено, что и ей удастся пойти по тому же пути. США пойдут на ограничение режима санкций при условии, что ситуация на Ближнем и Среднем Востоке полностью выйдет из-под их контроля. Полагаю, что до 2018 года инструмент санкций при защите Россией своих интересов будет использоваться активно, но мозаично.

Цель дестабилизиционных сценариев просматривается в стремлении взятия под максимально возможный контроль природного ресурсного потенциала России, как и других стран (не исключая государств Аравийского полуострова), качественная депопуляция обширных территорий восточного полушария. Для этого в качестве шага к ослаблению РФ необходимо ослабить ее партнеров-покупателей по периметру границ. Такой исход поставит в сложнейшее положение Китай, лишив его возможности для маневра за пределами собственной территории. Данный сценарий стартовал с событий в Ливии, в качестве его продолжения можно рассматривать "арабскую весну", затем гражданскую войну в Сирии, переворот в Египте, наступление ИГИЛ в Ираке, провоцирование внутриэлитного конфликта в Турции.

Я не коснулась здесь событий в Африке, Тайланде, назревающего взрыва в Средней Азии и др., но и они не опровергают данного сценария. Любопытно, что при этом для руководства дестабилизационными процессами необходима постоянная "наладка" в ручном режиме, что не является сильной стороной "сценаристов".

Каринэ Геворгян - иранист (Москва)