На днях одно из российских СМИ опросило кандидатов на пост президента Абхазии об их видении внешнеполитической ситуации вокруг Абхазии в контексте подписания Грузией соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Кандидаты высказались по поводу "новых угроз" и все в разной интерпретации, но заявили о необходимости в противовес евро-атлантической интеграции Грузии усилить интеграционные процессы с Россией.

Один из кандидатов Беслан Эшба заявил о том, что нужны "некие новые правовые формы стратегического союза Абхазии и России как двух суверенных государств, которые имеют общие цивилизационные подходы, одинаково оценивают ситуацию в мире и готовы сообща в существующем глобальном контексте действовать и развиваться..." Кандидат Мираб Кишмария заявил, что "наиболее эффективный метод защиты политических и экономических интересов Республики Абхазия представляется в расширении форматов многопланового взаимодействия с нашим стратегическим партнером".

Виталий Габния, кандидат на пост вице-президента в паре с Раулем Хаджимба заявил о том, что с Россией нужно подписать новый договор.

Несомненно, что абхазская политическая среда получила предельно понятные сигналы из Москвы, в которых однозначно сообщается об изменениях международной обстановки и угрозах, связанных с этим. А опрос кандидатов в президенты показывает, что кто бы ни пришел к власти в Абхазии, Сухум готов к созданию "новых правовых форм стратегического союза Абхазии и России".

О чем конкретно может быть новый договор или соглашение?

"Политика - искусство жестов. И сейчас мы видим жест - когда Грузия подписывает соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Ведь на практике, это пустышка. Соглашения об ассоциации с Евросоюзом есть у Египта и даже Мексики, это не сигнал о вхождении в европейский клуб. Но теперь наступило время, когда жест должна сделать Россия. Чтобы четко зафиксировать свои интересы и сигнализировать оппонентам - "мы видим и все понимаем", - говорит политолог Сергей Маркедонов.

Содержательная часть нового договора будет в любом случае отличаться от Договора о дружбе и сотрудничестве, который лишь в общих чертах формулирует принципы отношений между странами. Новые соглашения будут отражать конкретную повестку дня определенного исторического момента.

А что является повесткой дня? Если в регионе речь идет об усилении евро-атлантической интеграции Грузии, то несомненно в этом случае разговор будет идти об активизации военно-технического сотрудничества между Москвой и Сухумом. Например, об общем оборонном пространстве, которое может быть обеспечено путем создания наднациональных координационных структур - некое объединенное командование, некие аналогии с силами быстрого реагирования ОДКБ.

Но, скорее всего, повестка дня, связанная с практическими вопросами отношений между РФ и РА, тоже найдет свое отражении в "соглашениях-жестах".

"Я думаю, что идея нового договора сейчас актуализирована. Есть ряд вопросов, которые до сих пор не решены и являются раздражающими факторами. Во-первых, это вопрос о границе. То есть о необходимости максимального облегчения пересечения (для людей и грузов) российско-абхазской границы и упорядочивания (но не ужесточения) пересечения абхазо-грузинской границы. Имеется ввиду строгая система учета въезда-выезда, контроль грузов, а это предполагает, вероятно, и возможность выезда в Грузию жителей не только Галского района. Но здесь встает проблема обеспечения безопасности и Абхазии, и России", - говорит еще один эксперт Александр Скаков. Что еще может найти отражение в новой российско-абхазской повестке?

"Второй вопрос - это проблема защиты инвестиций и самих инвестиций. И, наконец, это вопрос о социальных стандартах, то есть о гарантировании населению Абхазии тех же социальных гарантий и норм, что и населению России", - считает Скаков.

Одним словом, содержание нового договора или соглашения между РФ и РА, подписание которого, видимо, состоится после президентских выборов, будет наполнено вещами, важными на сегодняшний день. Но в любом случае в первую очередь это будет "договор-жест", отражающий внешнеполитическую конъюнктуру.

Но есть и еще нечто важное. Успех Абхазии как государства, как проекта, это успех России как гегемона интеграции. В регионе начинается соревнование между "витринными" проектами социально-экономического развития, локомотивами которого являются с одной стороны Евросоюз, с другой - Россия. А это новый уровень отношений между теми, кто поставляет экономическую поддержку, и теми, кто ее потребляет. Евросоюз и Грузия свой ход сделали. Пришло время ответных ходов.

Антон Кривенюк