В Минске проходит 7-я международная выставка вооружения и военной техники MILEX-2014, в рамках которой состоялась презентация возможностей белорусского ВПК. Особое внимание было уделено успехам в разработке беспилотных летательный аппаратов, в частности - новому комплексу БАК-100 с беспилотным летательным аппаратом "Гриф-1". Параллельно в Екатеринбурге на международной выставке технологий "Иннопром" были представлены возможности российской госкорпорации "Ростех", в т.ч. беспилотный летательный аппарат "Чирок".

Внимание к беспилотным летательным аппаратам как со стороны военных, так и со стороны гражданских служб с каждым годом растёт. Возможно ли сравнить достижения белорусских и российских специалистов в разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, БЛА, drone), в частности - сравнить белорусский "Гриф-1" с российским "Чирок"? С этим вопросом корреспондент ИА REGNUM обратился к руководителю белорусского госпредприятия "АГАТ-системы управления" Юрию Мосиенко. Юрий Иванович честно признался: о российской разработке он слышит впервые. Тем не менее, он любезно предоставил возможность рассказать об успехах в разработке белорусских беспилотников своему коллеге - главному конструктору, заместителю директора по системным исследованиям и разработкам белорусского госпредприятия "АГАТ-системы управления" - управляющая компания холдинга "Геоинформационные системы управления" Юрию Леоновичу, который и ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Военно-промышленный комплекс создаёт продукцию с высокой добавочной стоимостью. Судя по представленным на MILEX-2014 образцам, в частности - беспилотным летательным аппаратам, надежды на хорошую прибыль оправдываются?

Предприятия ВПК Белоруссии сегодня демонстрируют положительную динамику экономического роста, которую можно назвать амбициозной, учитывая нынешние условия.

ИА REGNUM: Можно ли сравнить белорусские беспилотные летательные аппараты с российскими? Например, сравнить представленный на выставке "Иннопром" российский БПЛА "Чирок" на воздушной подушке с выставленными на MILEX-2014 белорусскими беспилотниками?

К сожалению, не знаком детально с российским комплексом. Хочу отметить: и в Российской Федерации, и в Белоруссии последнее время производство беспилотных летательных аппаратов активно развивается. Причём с различным успехом. Мы начали чуть раньше, россияне - чуть позже. Вначале это были инновационные разработки, инициативные, а сейчас они осуществляются с господдержкой - как в России, так и в Белоруссии.

Если смотреть по классу создаваемых сегодня продуктов, то малый класс определяется дальностью применения до 15-25 км. В этом классе разработки не лучше и не хуже - примерно одинаковы. В первую очередь это связано с тем, что элементная база, которая доступна на постсоветском пространстве - она одна. Где-то у кого-то оригинальная "воздушная подушка", у другого - композиты полегче, у третьего - тепловизор чуть получше. Эти комплектующие одинаково доступны - что нам, что россиянам.

Что касается большого класса - в данном случае, массой до 200 кг, то, на сегодняшний день, по имеющейся у меня информации, законченных проектов (не по заявлениям разработчиков, а документально подтверждённых), пока в России нет. Поэтому мы можем считать, что наш пилотный проект "Гриф" на сегодняшний день закончен раньше. Мы получили готовые технические решения раньше. С учётом того, что есть система автоматического взлёта/посадки - фактически технология "Буран", с учётом того, что мы имеем собственные цифровые защищённые каналы передачи данных, с учётом собственной авионики (белорусского производства) - я считаю, что по данному направлению мы очень хороший задел имеем, и где-то немножко, как бы это кощунственно это ни звучало, чуть опережаем россиян.

ИА REGNUM: Производство белорусских БПЛА осуществляется в кооперации с зарубежными производителями?

Особенность разработки техники данного типа заключается в том, что во всём мире эти технологии контролируются - и в Израиле, и в США, и Российской Федерации, и у нас. Это лицензируемая и экспортно-контролируемая деятельность. Поэтому разработки белорусских "беспилотников" мы, подчёркиваю, по объективным причинам были вынуждены создавать в рамках, в основном, белорусской кооперации. К примеру, при разработке комплекса с аппаратом "Гриф", представленного на данной выставке (MILEX-2014) - машины управления, транспортная машина, подготовка самолёта с полезной нагрузкой - у нас на подряде работало восемь предприятий Республики Беларусь.

При создании БАК-100 использовался задел передовых в республике направлений: оптикой занималось "БелОМО", самолётом занимался "558-й авиационный завод" и т.д. Конечно, хотелось бы использовать какие-то лучшие зарубежные аналоги, но в наших условиях мы не можем этого сделать.

ИА REGNUM: Т.е. нет возможности использовать зарубежные узлы и детали при производстве белорусского "беспилотника" - например, двигатель, иные узлы и детали?

Нет, по возможности мы их используем. И в составе данного комплекса мы используем комплектующие импортного производства, хотя их не много. Так не только у нас - так во всём мире. В первую очередь - это двигатель зарубежного производства, а также база микроэлектроники - то, что наш "Интеграл нам не может дать (навигационные датчики, элементная база - микросхемы и т.д.). Наше: компьютеры и софт, авионика, оптика. Винт тоже делаем сами.

ИА REGNUM: Известно, что БПЛА "Беркут-1" и "Беркут-2" уже приняты на вооружение в Белоруссии. Какие беспилотные аппараты планируется производить?

Принятая в Белоруссии классификации беспилотных летательных аппаратов основана на таких параметрах, как взлётная масса и дальность применения. Исходя из этого малый класс данных аппаратов - массой 10-15 кг с дальностью полёта 25-30 км, средний класс - масса до 200 кг и дальность до 100 км, большой класс - масса более 1 т и дальностью полёта не менее 300 км.

ИА REGNUM: Т.е. в Белоруссии производится только малый и средний класс "беспилотников"?

Да. Но разработки идут по всем классам.

Справочно:

"Гриф - 1" - тактический беспилотный летательный аппарат белорусского производства. ТТХ: длина - 3,5 м; размах крыла - 4,8 м; вес - 100 кг; вес целевой нагрузки - до 20 кг; максимальная скорость полета - 160 км/ч; максимальная продолжительность полета - 5 ч., максимальная дальность полёта - до 100 км; шасси - колёсное.

"Чирок" - разведывательно-ударный БПЛА российского производства. ТТХ: размах крыла - 10 м; максимальная взлетная масса - до 700 кг; вес целевой нагрузки - 300 кг; максимальная скорость полета - 350 км/ч; максимальная продолжительность полета на крейсерской скорости 250 км/ч - 10-12 ч.; максимальная высота подъёма - 6 км; максимальная дальность полёта - 2500 км. Особенность: основное шасси - "воздушная подушка", вспомогательное - колесное.