С каждым днем все сильнее обостряется ситуация на Украине и российско-украинской границе. В Ростовской области ежедневно эвакуируют сотрудников таможенных постов из-за угрозы обстрела. Кроме того, в российский Донецк 13 июля попал снаряд украинской нацгвардии, в результате разрыва которого один человек погиб, двое - получили ранения. Ответит ли Россия на откровенную провокацию? Каковы пути разрешения конфликта на Украине? На эти и другие вопросы корреспонденту ИА REGNUM ответил профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета старший научный сотрудник РИСИ Виктор Черноус. Эксперт назвал ситуацию на Украине противоречивой.

"Возможные сценария развития событий далеко расходятся друг от друга. Поэтому прогнозировать очень сложно. Но пока ситуация только обостряется. Это связано с тем, что украинское руководство загнало себя в тупик под давлением США и упустило целый ряд возможностей урегулирования данного конфликта", - считает эксперт. "Когда война разгорается, бывает трудно вспомнить, из-за чего все началось. А все началось из-за мелочи. Все, чего требовала нынешняя Новороссия - это право на проведение референдума о федерализации, даже не о ее введении, право на свое собственное мнение, в чем им было отказано, в том числе и под давлением тех государств, которые являются вроде бы образцами федеративного устройства (Федеративная Республика Германия, США, Канада и многие другие). Это наводит на печальные мысли. Украина в сжатом куске времени упустила целый ряд возможностей. Когда только Украина вышла из состава СССР, она могла стать регионалистским государством, то есть сохраниться как унитарная страна, но с большими правами регионов, с гарантиями прав народа. Потому что Украина, как искусственное образование, выросшее в составе Московского царства, Российской Империи, Советского Союза, оказалась сложным государством в этническом и территориальном отношениях", - рассказывает Виктор Черноус.

По его мнению, эти региональные особенности не учитывать было невозможно. К сожалению, отмечает эксперт, первые президенты и элита Украины оказались к этому решению не способны. Затем открылся путь, когда предыдущий режим рухнул, возникли возможности встать на путь федерализации. Это нормальная форма государств, а тем более степень федерализации может быть разной.

"Упертая потенциальная позиция" украинского руководства привела к тому, что этот проект на наших глазах утонул в крови. Сегодня, к сожалению, вопрос стоит только таким образом: либо эти республики будут задушены украинской властью, либо они окончательно выйдут из суверенитета Украины. Возможно еще вмешательство мирового сообщества, потому что по мере развития событий все понимают, что нынешняя, после Януковича, Украина как государство не состоялась, а нынешний режим, в какой-то степени легитимный, фактически продолжает политику Турчинова, Яценюка, Авакова, которую иначе как террористической политикой против собственного народа не назовешь", - добавляет профессор.

Виктор Черноус уверен, что в этом случае вмешательство мирового сообщества становится предпочтительным: "Это могут быть согласованные действия Евросоюза, или тех государств Европы, которые в этом заинтересованы, и Российской Федерации. По-существу, это введение внешнего управления, которое позволило бы нормализовать ситуацию и после этого решить судьбу нового конституционного устройства Украины".

"На мой взгляд, если Украина и сохранится, то это может возможно под патронажем на ближайшую перспективу у мирового сообщества, конфигурация по типу Боснии и Герцеговины, где есть координирующий орган, но входящие туда государственные образования являются полностью суверенными. И этот вопрос был бы решен. Но есть США, которые заинтересованы в нестабильности по всему периметру Евразии, постоянно поддерживают эту ситуацию. Украина для них очень удобна, потому что позволяет давить на Европу и поддерживать рассыпающееся единство Евроатлантического мира, потому что он сам по себе уже уходит на второй план, центр мира уходит в Китай, в Тихоокеанский бассейн. А, значит, значение Евроатлантического Союза становится весьма спорным", - говорит эксперт.

"Европейские страны понимают, что они тоже в ловушке. Мы видим, как Германию раздражает ситуация с США, там сохраняется оккупационный режим, который возник после Второй Мировой войны, хоть он и мягкий, в "лайковых перчатках", но количество вооруженных сил США слишком большое. А если вспомнить, что и золотой запас фактически контролируется США, то такая зависимость для ведущего государства Европы является оскорбительной. Поэтому многое зависит от того, как сложится баланс сил на международной арене", - продолжает Черноус. Территория столкновений на Украине оказалась территорией столкновения целого комплекса различных сил, причем разновекторных. По мнению профессора, возможности договориться есть, только нужна воля с той стороны (со стороны Запада - прим. ИА REGNUM). Тогда вся ситуация утихнет.

"Достаточно перестать давать украинцам займы, и они остановят военные действия, после чего можно вести в любом формате переговоры. Но Запад на это пока не идет. А это загоняет украинскую элиту в угол, потому как перед ними либо скамья подсудимых, либо идти ва-банк и выиграть, но это можно сделать, только развязав более крупную войну. Мы видим, что украинская армия хоть и ожесточается, но воюет не очень охотно, она отличается зверствами, но у нее низкие военные качества. Поэтому сделана ставка на то, что в войну втянется Россия, а как ответная реакция - туда втянутся НАТО и США, и Украина сможет спастись. Наша позиция понятна - нам война с Украиной абсолютно не нужна. На мой взгляд, мы проявляем чудеса терпимости. Но говорить о том, что это терпение бесконечно, невозможно. Если сначала можно было говорить о случайно залетающих снарядах, то последние случаи говорят о том, что это провокация, безусловно. По всем данным, это украинская армия. Пока вводить войска нет необходимости, но опять же пока. И это к тому же очень рискованно", - уверен эксперт. Виктор Черноус подчеркнул, что вопрос введения бесполетной зоны над Донбассом пока стоит не так остро, "хотя можно прийти и к этому решению. Дело в том, что украинская авиация утеряна, эффективность ее деятельности низка.

По его мнению, силы ополченцев заметно слабее, чем силы нацгвардии Украины, "как по численности, так и по качеству вооружения, особенно в плане вооруженной техники, но этот баланс уже не такой, как был в начале. Боевой дух ополченцев заметно выше. Нацгвардия Украины - это ЧОПы, которые привыкли решать все бандитскими методами, а есть дикие отряды, которые бегают под украинским флагом. Если украинские силовики базировались на МВД, Минобороны, то ополченцы все создали с нуля. Сейчас идет консолидация сил, по мере развития ополченцы поднимут свою боеспособность. Свою особую роль играют добровольцы из разных стран. Большинство их них прошли горячие точки и участвовали в боевых действиях, и это существенная сила, которая помогает ополченцам. Но все равно перевес у украинской армии. И еще один факт. Ополченцы вынуждены вести оборонительную войну, что правильно по дипломатическим соображениям, моральным устоям, но победить, обороняясь, невозможно. Если не удастся остановить военные действия, подкрепить силы ополченцев, они вынуждены будут идти в наступление. "Тем более территория Новороссии не ограничивается республиками. Есть еще Днепропетровщина, мы видим запуганную Одессу, но это до поры до времени. Наиболее вероятный вариант решения конфликта на Украине - либо победа одной стороны, либо победа другой. Пока ни та, ни другая не обладают ресурсами, страдает мирное население. С одной стороны, это подталкивает людей идти в ополчение, с другой - уезжать из страны", - считает эксперт.

Виктор Черноус затронул тему увеличивающегося потока беженцев с Украины. "Пока все ждут, что это должно закончиться, потому прогноз миграционного потенциала сложен. Однозначно, что у всех регионов, принявших беженцев с Украины, ограничены ресурсы с точки зрения рабочих мест, социальной помощи, тем более все близлежащие регионы - дотационные. Даже с федеральной поддержкой содержание украинских беженцев - это тяжело, но сам поток миграционный сложен. Есть трудовые мигранты, профессионалы, которых у нас нет, и это пойдет только на пользу нашему региону. Именно Донбасс сохранил промышленный потенциал. Но большая часть мигрантов - женщины, дети, пожилые люди - это социальная нагрузка. Есть часть беженцев, которая обращается только за материальной помощью. Но регионы входят в положение и, безусловно, помогают беженцам. У всех цели разные: кто-то переждать, кто-то транзитом через Ростовскую область. Но мы можем утверждать, что наше общество сохранило гуманистические ценности, верность традициям дружбы народов, которые в нас закладывали с детства. Готовность помочь людям остается", - резюмировал Виктор Черноус.