Американский конгресс готов наделить Грузию, Украину и Молдавию статусом "военных союзников США". Законопроект "О превенции агрессии", в котором сформулирован тезис о "союзниках США" был принят сразу в двух чтениях. Нет никаких сомнений в том, что он успешно пройдет и третье чтение.

Закон создаст для трех постсоветских стран широкие возможности для военного сотрудничества с Вашингтоном. В течение испытательного срока государства должны будут приступить к реформам в оборонной сфере, а Пентагон в течение 90 дней должен подготовить базу для переговоров по углублению военного сотрудничества.

Это своего рода вступление в НАТО "одной ногой". Или компенсация за то, что на ближайшем саммите военного альянса, который состоится осенью в британском Уэльсе, эти страны не получат МАР - "дорожную карту" по вступлению в альянс. Финальная стадия процесса присоединения Грузии, Украины и Молдавии к НАТО блокируется некоторыми европейскими странами.

Впервые на Кавказе страна получит официальный статус союзника одной из мировых держав. Символическое значение этого решения трудно переоценить. Как жест, это то же самое, если бы Грузия вступила в НАТО. Хотя существенной практической пользы от этого немного. Вашингтон генерирует все новые идеи, значение которых в том, чтобы четко обозначить регионы, которые он рассматривает как зону своих приоритетных интересов.

Но важно и то, что понятие "военный союз" становится юридической нормой в практике взаимоотношений США с некоторыми постсоветскими странами. По сути, уходит в прошлое тезис о том, что двери в НАТО для Грузии останутся закрытыми как минимум до тех пор, пока не будет в том или ином виде решен вопрос "территориальной целостности" этой страны. Двери в НАТО, кстати, может быть, пока и будут закрыты, но Вашингтон построил для Тбилиси обходные пути. Грузия получает полноценное военное и политическое сотрудничество с США и без решения территориального вопроса. И вот тут самое главное. Вашингтон продолжает считать территории Абхазии и Южной Осетии регионами Грузии. А значит, тем самым США обозначают, что эти территории они рассматривают как зону своего влияния, в которой они намерены конкурировать с Россией. В этом смысле принимаемый в Вашингтоне закон, это важный месседж для Москвы о том, что большая геополитическая игра в регионе совсем не закончена.

Вряд ли это приведет к практическим изменениям в повестке дня уже завтра. Но в долгосрочном плане все это может иметь серьезные последствия. Во-первых, Вашингтон имеет амбиции задавать тренды региональной политики в кавказском регионе. Во-вторых, само понятие "союза" между мировой державой и региональным игроком теперь становится формализованным, прописанным в данном случае на уровне закона Соединенных Штатов.

В союзнических отношениях Абхазии и Южной Осетии с Россией вопросы сотрудничества в оборонной сфере также занимают важное место. В некотором смысле, в данном случае страны-союзники в развитии военного сотрудничества ушли значительно дальше, чем Грузия с США. Но регион, где происходит столкновение интересов России и США, опять и достаточно ощутимо теряет ту стабильность, которая сложилась здесь после 2008 года. Вашингтон дает понять, что союзнические отношения между Москвой, с одной стороны, и непризнаваемыми им Абхазией и Южной Осетией не настолько "серьезны", чтобы не попробовать изменить статус-кво. Поэтому, видимо, и в развитии отношений России и ее партнеров в кавказском регионе наступает время, когда стоит проявить креатив, чтобы обозначить незыблемость тех политических состояний, которые сложились в результате не временного, а фундаментального союза между Москвой, Сухумом и Цхинвалом.

Антон Кривенюк