"Лживой и вызывающе хамской" назвал политику Кишинева по отношению к Гагаузии председатель постоянной комиссии Народного собрания автономии по юридическим вопросам, правам человека, законности, правопорядку, информационной политике и СМИ Иван Бургуджи, пишут "Молдавские ведомости". По его мнению, государство Молдавия становится "недоговороспособным и во внешней, и во внутренней политике".

Речь идет о проекте, подготовленном на базе выводов возглавляемой Дмитрием Дьяковым совместной рабочей группы депутатов парламента и НСГ по вопросам исполнения конституционных положений и статуса АТО Гагаузия, продолжают "Молдавские ведомости". Пакет законодательных инициатив, которые в Комрате оценили как антигагаузские (в связи с чем депутата от Демпартии Молдавии, гагауза Александра Стояногло в очередной раз назвали предателем), принят голосами 36 депутатов проевропейской коалиции 18 июля в первом чтении. Он содержит 20 поправок в законы об административной децентрализации, о местном публичном управлении, об административно-территориальном делении страны, о государственных наградах, об общественных объединениях, о волонтерстве, о публичных символах, о нормативных актах, о прокуратуре, о войсках карабинеров, о правительстве и об образовании.

В Комрате возмущены тем, что авторы документа подготовили его келейно, "в полулегальной форме", без учета мнений депутатов НСГ и не дожидаясь заключения правительства, большей части постоянных комиссий парламента, Исполкома Гагаузии, башкана и неправительственных организаций автономии, пишут "Молдавские ведомости". Комрат в течение многих лет призывал определить место закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" в иерархии законов страны. В подготовленной самим Народным собранием и переданной в парламент РМ инициативе речь шла об уточнении правового статуса Гагаузии, который до недавних пор в общем и целом был известен: автономно-территориальное образование, административно-территориальная единица второго уровня. Но "проект Дьякова" придает ей статус непонятного "особого" уровня местной публичной администрации, соответственно в закон о местном публичном управлении вносится понятие "орган местного публичного управления особого уровня". Никаких определений не дается, а потому неизвестно, новый уровень - выше или ниже прежнего, второго? Судя по всему, ниже, потому что проект наделяет правительство правом осуществлять "контроль законности и целесообразности деятельности НСГ, главы Гагаузии и Исполкома". А что будет, если деятельность НСГ или Исполкома будет признана нецелесообразной? Это знает только Дьяков.

Если законопроект будет принят, в Гагаузии не смогут издавать законодательные акты, только нормативные, продолжают "Молдавские ведомости". Прокурор автономии будет назначаться генеральным прокурором после проведения консультаций с НСГ, он будет членом коллегии генпрокуратуры. Остальные прокуроры будут назначаться решением генпрокурора после консультаций с прокурором Гагаузии и НСГ. Командующий войсками карабинеров Гагаузии будет назначаться и освобождаться от должности по предложению башкана. Также регион предполагается разделить на три сектора, подчиненных главе АТО. Статус секторов определит НСГ.

По мнению демократов, принятие пакета Дьякова "поможет реализации закона об особом правовом статусе Гагаузии", пишут "Молдавские ведомости". Но Бургуджи, выражая мнение многих депутатов НСГ, считает, что принятый парламентом без согласования с Народным собранием проект - это "неправомерная попытка сужения базовых прав и полномочий АТО Гагаузия". А в социальных сетях многие жители Комрата указывают на то, что проект Дьякова - расплата за проведенный в Гагаузии референдум (2 февраля в Гагаузии был проведен референдум, по итогам которого 98,09% его участников проголосовали за выход Гагаузии из состава Молдавии, если последняя потеряет свою независимость, 98,47% - за вступление в Таможенный союз, и 97,43% - против вступления в ЕС. Молдавия назвала референдум незаконным и начала уголовное преследование его организаторов - прим. ИА REGNUM) и попытка урезать права автономии в контексте заявлений о том, что Комрат не допустит возможного объединения Молдавии с Румынией.

Кстати, парламентским унионистам проект показался недостаточно радикальным, продолжают "Молдавские ведомости". Его раскритиковали либералы и либерал-реформаторы: они думают, что "кто-то желает создать государство в государстве, а не улучшить ситуацию в стране". "Примите во внимание интересы румын, не только гагаузов", - призвал депутат-либерал Валерий Сахарняну (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе, - прим. ИА REGNUM).

Его коллега Анатолий Архире объявил, что депутат от Либерал-реформаторской партии (ЛРП) Вадим Кожокару, один из соавторов проекта Дьякова, отзывает свою подпись, считая документ неприемлемым, пишут "Молдавские ведомости". Видимо, подписал не читая. А лидер либералов Михай Гимпу заподозрил, что понятие "региона особого уровня" дает Гагаузии дополнительные права и заявил, что это идет вразрез с конституцией: "У нас есть административно-территориальные единицы первого и второго уровня, других нет, это положение закреплено в европейском законодательстве. Специальный статус и специальное автономно-территориальное образование - такие же разные вещи, как Гимпу и Дьяков". Либерал-демократам проект тоже не нравится. "Для чего мы сейчас подстраиваем около 20 законов под закон об особом правовом статусе Гагаузии? - недовольно спросил на заседании депутат от ЛДПМ Тудор Делиу. - Это крайне опасно" (необходимость приведения не "20 законов", а всего законодательства Молдавии в соответствие с Законом об особом правовом статусе Гагаузии является частью достигнутой в 1994 году договоренности между Молдавией и Гагаузией о вхождении последней в состав "Республики Молдова" на правах автономии и была официально прописана при принятии данного закона молдавским парламентом, однако не осуществлена до сих пор - прим. ИА REGNUM).

Что касается ПКРМ - коммунисты отказались голосовать за новое воплощение любимого дьяковского "центризма" и покинули в знак протеста зал заседания, пишут "Молдавские ведомости". Спикер Игорь Корман назвал эту позицию "или тотальным отсутствием видения по сохранению мира в стране, или же завистью и ревностью к авторам проекта". В отсутствие кворума ему пришлось прервать заседание. Оно продолжилось в понедельник, 21 июля. В зале присутствовало 54 депутата от Коалиции проевропейского правления и от ЛП, в то время как коммунисты продолжали начатый в пятницу бойкот. Между тем некоторые депутаты в минувшие выходные укатили за границу на каникулы, так как море и пляж для них оказались много важнее решения гагаузского вопроса. Так, председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ укатил за границу отмечать десятилетие свадьбы. Но были и те, кто отложили каникулы и даже срочно вернулись в Кишинев, подводит итог издание.

Гагаузская сторона предлагает изменения законодательства, молдавская - их отвергает, пишет "Гагауз-инфо". Так прокомментировал работу рабочей группы парламента и НСГ по приведению законодательства Молдавии в соответствие с законом об особом статусе Гагаузии спикер гагаузского законодательного органа Дмитрий Константинов. Он отметил, что "идет футбол в одни ворота" и это "было хорошо видно". "В конце, когда состоялась последняя встреча рабочей группы, мы очень удивились. 20 законопроектов они предложили, хотя за эти месяцы мы их даже не рассматривали", - заявил председатель Народного собрания. Члены гагаузской стороны, видя, как работает комиссия, "поняли, что она ничего не примет", а потому вышли в парламент с рядом законодательных инициатив, сказал Константинов. "Нам говорят, что рассмотрение наших инициатив займет долгое время, что будут находиться в правительстве, в комиссиях. А их законопроекты, подготовленные за один день, сразу попадают в парламент. Где это видано?" - заявил политик.

В свою очередь депутат Народного собрания Гагаузии Сергей Чимпоеш предлагает опротестовывать решения парламента Молдавии в Конституционном суде, а также в международных инстанциях, продолжает "Гагауз-инфо". Политик отметил, что принятый 18 июля в парламенте страны пакет изменений в законодательство, касающийся Гагаузии, - "обман, направленный на то, чтобы замазать глаза людям". "Они должны привести законодательство страны в соответствие с законом об особом правовом статусе Гагаузии. Все! Но они хотят представить это, как некое одолжение", - отметил парламентарий.

Он отметил, что за 1,5 года Народное собрание направило в парламент в общей сложности 12 законодательных инициатив, но ни одна не была рассмотрена, без каких-либо объяснений, пишет "Гагауз-инфо". "Я считаю, что мы должны начинать готовить жалобы в Конституционный суд. Раз они не хотят с нами договариваться, значит, надо по всем нарушениям готовить иски в КС. Если Конституционный суд начнет принимать политические решение - дальше будем апеллировать в международный суд", - заключил Сергей Чимпоеш. При этом политик отметил необходимость ведения постоянного диалога с коллегами из Кишинева.

Другой депутат Народного собрания Гагаузии Иван Топал уверен, что действующий созыв молдавского парламента никогда и ничего не решит в пользу Гагаузской автономии, продолжает "Гагауз-инфо". Он отметил, что следил за заседанием парламента от 18 июля, и хотя там все было на государственном языке, "довольно-таки понятно было, о чем они говорили". "Я вас уверяю, этот состав парламента Республики Молдова никогда не решит ничего и не примет в нашу пользу, в пользу Гагаузии. Судя по тому, как высказывались либерал-реформаторы, либерал-демократы", - заявил Иван Топал.

Говоря о принятом парламентом в первом чтении пакете законодательных инициатив, депутат отметил, что единственным положительным моментом там стало утверждение нового, специального уровня государственной власти для Гагаузии, пишет "Гагауз-инфо". "Но, если вы обратили внимание, вокруг этого вопроса все скандалы и поднялись. Как мы и предполагали. Во втором чтении они это не примут. Все остальное в законопроекте - против нас", - добавил народный избранник, подчеркнув, что депутаты парламента "хотят отнять у нас даже те права и полномочия, что есть сейчас". В частности, политик подверг критике возможность правительства страны контролировать целесообразность функционирования института башкана, Исполкома и Народного собрания Гагаузии. "То есть, если завтра они скажут, что деятельность Народного собрания нецелесообразна, то они могут его распустить. Таким образом правительство и парламент делают все возможное, чтобы мы не находили точки соприкосновения, а как раз таки наоборот", - подчеркнул политик.

Член совместной комиссии парламента Молдавии и Народного собрания Гагаузии Федор Гагауз отметил, что сопредседатель этой комиссии Дмитрий Дьяков говорит красиво, а на практике продвигает законопроекты, которые "продолжают нас душить", продолжает "Гагауз-инфо". По его словам, "идет футбол со стороны Кишинёва". "Я слушал [в парламенте] выступление Дмитрия Дьякова, он говорил вещи очень красивые и правильные с точки зрения государственного подхода. Но на практике он предлагает законопроекты, которые нас дальше душат", - заявил Федор Гагауз.

Депутат предложил своим коллегам продолжать работу в комиссии, невзирая на то, что накануне предвыборной кампании "коллеги из парламента лишь создают видимость, что работают", пишет "Гагауз-инфо". "При этом они продолжают вести политику по ущемлению наших полномочий и предложили без учета нашего мнения, без широкого обсуждения с общественностью и привлечения международных экспертов тот вариант, с которым мы не согласны и требуем не рассматривать", - сказал Гагауз. "Я обращаюсь ко всем присутствующим и отсутствующим депутатам Народного собрания использовать всевозможные каналы связи с депутатским корпусом [Молдавии] с тем, чтобы не допустить принятия поправок в таком виде, что является дальнейшим ущемлением наших прав", - заключил народный избранник.

Политический аналитик Игорь Боцан полагает, что принятие молдавским парламентом пакета изменений в законодательство, касающихся гагаузской автономии - ответ на референдум об отложенном статусе региона, продолжает "Гагауз-инфо". Он отметил, что на сегодняшний день "не существует принципиальных проблем в функционировании Гагаузской автономии". В частности, депутаты парламента на заседании от 18 июля "признали тот факт, что Гагаузия не относится ни к первому, ни ко второму уровню государственной власти, а представляет собой отдельный уровень". "До сих пор это была автономия в составе Республики Молдова. Теперь по этому проекту закона, который еще не был проголосован в финальном чтении, территория Гагаузия является неотъемлемой частью страны. Можно предположить, что это стало ответом на так называемый отложенный статус независимости. Потому радикальное крыло в Гагауз Ери так недовольно", - сказал политолог.

По его словам, "гагаузская бомба" была деактивирована вступлением в ступор проекта Владимира Путина "Новороссия", пишет "Гагауз-инфо". Сегодня проблем в отношениях Кишинева и Комрата нет, и есть все предпосылки для их развития, считает эксперт. "Мы видели, что этот проект изменений в законы укрепляет статус башкана, его атрибуции, наводит порядок в иерархии нормативных актов, которые принимают центральные и региональные власти, разделяют второй уровень государственной власти и особый статус Гагаузии", - заключил Игорь Боцан, подчеркнув, что "все это, впрочем, фундаментальным образом не меняет отношений между Комратом и Кишиневом".

Около 20 нормативных актов Республики Молдова могут быть изменены в целях приведения их в соответствие с Законом об особом правовом статусе Гагаузии, пишет "Новая Гагаузия". По крайней мере, это предусмотрено в законопроекте, составленном группой депутатов-демократов. По словам одного из авторов проекта Дмитрия Дьякова, приняв этот проект, парламент проявит политическую волю, что станет положительным сигналом для властей Гагаузии. "Мы проявляем открытость и создаем положительный прецедент. Нам следует дать возможность региону реализовать свою автономию. Данные изменения направлены на усовершенствование правовой среды для надлежащего функционирования госучреждений. Так парламент проявит интерес к тем проблемам, с которыми сталкивается этот регион", - пояснил Дмитрий Дьяков. Как уточнил демократ, предлагаемая инициатива вовсе не означает, что власти будут допускать радикальное поведение Гагаузской автономии.

Задержанные сотрудниками молдавских спецслужб молодые жители Комрата остаются под стражей в одном из кишиневских следственных изоляторов, пишет "В фокусе недели". Напомним, 27 июня сотрудники СИБ совместно с Генеральной прокуратурой осуществили спецоперацию в центре Комрата, в результате которой были задержаны двое молодых людей, подозреваемых в сепаратизме и подготовке действий по подрыву конституционного строя в Республике Молдова. Чуть позже в Бессарабке при попытке пересечь молдавско-украинскую границу был задержан еще один житель Комрата.

Все это время гагаузские политики неохотно комментировали факт задержания молодых гагаузов по подозрению в сепаратизме, продолжает "В фокусе недели". Тем не менее, на прошлой неделе башкан Гагаузии Михаил Формузал заявил, что руководство автономии ищет адвокатов, которые займутся расследованием и прольют свет на столь резонансное дело.

Вместе с тем, глава управления СИБ по Гагаузии Михаил Железогло подробной информацией о задержаниях по-прежнему не располагает, пишет "В фокусе недели". Он говорит, что операцию проводили кишиневские сотрудники, а региональным силовым структурам они не отчитываются. "Такой информацией я не обладаю. Я вам уже докладывал, что эту операцию проводили наши коллеги из центрального аппарата, поэтому у меня информации нет, и я не уполномочен [говорить на эту тему]", - сказал начальник управления Службы безопасности и информации Гагаузии.

Со своей стороны, председатель НСГ Дмитрий Константинов сообщил, что законодательный орган региона обратился с СИБ Молдавии с просьбой о разъяснении деталей случившегося, продолжает "В фокусе недели". Спикер подтвердил, что начальник управления СИБ по Гагаузии какой-либо информацией на момент задержания молодых людей не располагал. "Он сам по телефону узнал, подошел туда. Увидел, что там действительно работали их коллеги из Кишинева, и позвонил своему начальнику. Тот сказал, что ведется определенная работа, и это не связано с какими-то гагаузскими проблемами", - рассказал председатель законодательного органа Гагаузии.

Политик подчеркнул, что руководство Народного собрания Гагаузии уже направило в СИБ Молдавии письмо, "чтобы они разъяснили ситуацию", пишет "В фокусе недели". "Вы дайте ответ нам, мы не хотим вникать в тонкости дела, но как руководители, мы в любом случае должны знать. Потому что не одна команда к нам уже приходила, уходила, и до сих пор нет никаких ответов. Я других тонкостей не знаю, сейчас ждем ответа от СИБа", - заключил Константинов.

В то же время, ряд молдавских СМИ сообщили имена задержанных, продолжает "В фокусе недели". Это Василий Мавроди, Дмитрий Кузнецов и Вячеслав Урум. По данным СМИ, в подготовке антиконституционных действий на территории Молдавии замешаны чиновники из автономии. Как пишет портал Deschide.md, молодые люди были рекрутированы чиновниками из Исполнительного комитета для прохождения воинской подготовки в Российской Федерации. В одном из лагерей Ростова-на-Дону молодых людей якобы теоретически и на практике обучали защите от действий сотрудников отдела специального назначения, атакам на кордоны полиции, владению оружием и противогазами и даже приготовлению "коктейлей Молотова". По данным источников издания, организовывали работу ребят после своего апрельского визита в Москву некоторые руководители из Исполнительного комитета автономии, среди которых и начальник управления молодежи и спорта Анатолий Кара, пишет "В фокусе недели". Молдавские СМИ пишут, что до октября 2014 года в одном из лагерей в Ростове-на-Дону должны были пройти подготовку около 100 молодых людей из Гагаузии. Они должны были применить свои знания "в действиях, похожих на события в Донецке и Луганске".

Сообщается, что после задержания в Комрате в конце июня трех молодых людей, Анатолий Кара покинул территорию Республики Молдова и скрывается от уголовного преследования на территории России, и если вина чиновника будет доказана, ему грозит до 20 лет лишения свободы, продолжает "В фокусе недели". По словам начальника пресс-службы Генеральной прокуратуры Молдавии Марии Виеру, трем жителям Комрата уже были предъявлены обвинения. Предоставить подробности она отказалась, "чтобы не навредить следствию".

К защите жителей Комрата подключились и некоторые общественно-политические деятели автономии, пишет "В фокусе недели". К примеру, депутат НСГ Иван Бургуджи недоумевает, за что можно привлекать к ответственности задержанных ребят, если до сих пор правоохранительные органы не предъявили никаких подробностей спецоперации. "Если они подозревают наших ребят в совершении каких-то антиконституционных действий - пусть назовут их. Что конкретно сделали наши ребята? Что значит, они могли что-то сделать? Ну, к примеру, я могу подозревать руководство СИБа в антигосударственных действиях. Что теперь, сажать главу СИБа в тюрьму?" - задался вопросом депутат НСГ.

Общественный деятель Леонид Добров, в свою очередь, ссылается на положения Уголовного кодекса и считает, что молодых жителей Комрата судить не за что, поскольку они ничего не совершали, продолжает "В фокусе недели". По его словам, часть вторая статьи 337 УК РМ указывает на то, что завербованный иностранной разведывательной службой для проведения враждебной деятельности против Республики Молдова гражданин страны "освобождается от уголовной ответственности", если "никаких действий не совершил и добровольно заявил органам власти о своей связи с иностранной разведывательной службой".

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.