В Музее политической истории России в Санкт-Петербурге сегодня, 29 июля, открылась художественно-документальная выставка "Два мира одной войны", посвященная 100-летию начала Первой мировой. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в музее, выставка призвана показать, как кризисная ситуация того времени, в том числе экономическая, отражалась в произведениях русских и французских художников. Выставка обращает внимание посетителей на историческое значение Первой мировой войны - противостояния, которое привело к переделу картины мира - в контексте новых политических вызовов начала XXI века, а также подчеркивает влияние войны на культуру и искусство.

Основу экспозиции составляют плакаты, посвященные теме военных займов, изданные в России и во Франции. Внутренние займы - выпуски государственных облигаций и других ценных бумаг - стали инструментом мобилизации государством денежных накоплений населения и ресурсов рынка, а полученные капиталы позволили покрыть значительную часть военных расходов.

Война требовала все больше и больше ресурсов, и государство поставило перед художниками сложную задачу - убедить теряющего патриотический дух, измученного войной человека отдать свои сбережения для ее победоносного завершения. Исходя из этих целей, художники прибегают к набору героических образов - как аллегорических, так и реальных.

Российские плакаты наполнены верой в скорую победу. Они называют покупку облигаций "посильным участием", призывают "исполнить свой долг", "помочь близким на фронте" и тем самым "ускорить победу над врагом". Художники изображают различные героические ситуации, трудовую жизнь в тылу.

Французские плакаты, которые впервые будут представлены публике, насыщены примерами конкретных событий. Например, на одном из них генерал Ф.Фош следит за движением войск, на другом отображена карта Франции с границами боевых действий. Несмотря на отличия в политической и банковской системах двух стран, плакаты имеют общие мотивы, их цель - сплотить общество перед лицом врага.

Спектр чувств, вызванных войной, - от патриотически-героического воодушевления до ужаса, боли и неприятия войны - художники отразили в своем творчестве. Взгляд с противоположной стороны фронта представлен альбомом литографий "С нами Бог" немецкого графика Георга Гросса (1893-1959), яркого представителя немецкого экспрессионизма. Его рисунки, в гротескном духе воссоздающие обстановку в стране начала ХХ века, были сочтены в то время "оскорбляющими честь германской армии".

Первая мировая война разрушила политическую стабильность: рухнули крупнейшие европейские монархии, возник ряд новых государств. Взаимодействие различных стран и их вовлеченность в передел мира отражают уникальные сатирические карты Европы.

Об ужасной беспощадности войны напомнят и другие экспонаты выставки: противогазы для солдат и лошадей, защитные очки, используемые во время газовой атаки, пули, каски и др. Трагедию беспристрастно передают фотооткрытки: фронт и тыл, атаки и отступления, раненые и беженцы, госпитали и разрушенные жилища...

Впервые представлено периодическое издание - журнал "Летопись войны", фиксирующий всю историю конфликта. Слайд-фильм, демонстрирующийся на выставке, дает возможность перелистать страницы журнала и день за днем проследить хронику событий. Большинство экспонатов выставки демонстрируется впервые.