Представители общественности Пермского края без особенного энтузиазма отнеслись к недавним словам президента России Владимира Путина о необходимости переформатирования музея политических репрессий "Пермь-36". Предложение было высказано в ходе общения с председателем Совета по правам человека Михаилом Федотовым - в своей речи глава государства выразил озабоченность тем, что, став государственным, проект практически прекратил существование, и подтвердил необходимость возвращения к общественной форме управления с государственным субсидированием. Впрочем, несмотря на вдохновляющий тон беседы и совпадение взглядов президента с мнениями многих представителей пермской общественности, ликовать пока рано, считает доктор экономических наук и заместитель председателя Пермского землячества Евгений Сапиро, о чём он и заявил 1 августа корреспонденту ИА REGNUM.

"Случается, что президентские слова о поддержке инициатив гражданского общества, проходя сверху вниз по инстанциям, сильно теряют в весе и в деньгах. Но если они в полном объеме дойдут до ретивого реформатора Сергея Маленко (директора Департамента гражданских и специальных программ администрации губернатора Пермского края - прим. ИА REGNUM) и до бухгалтерии краевого Министерства культуры, то музей будет продолжать жить, развиваться и укреплять свой международный авторитет. "Дойти до Маленко" и подобным ему чиновникам означает, что создателям музея и его коллективу не будут мешать, а смысл слов "дойти до бухгалтерии" - в возврате действующего губернатора к тем добрым традициям поддержки музея, которые сложились при его предшественниках - от Бориса Кузнецова до Олега Чиркунова", - отметил общественник.

По его мнению, в случае удачного разрешения конфликта, у пермских представителей креативного класса появится возможность получить достаточное финансирование и за счет этого возобновить не только полноценную работу музея, но и широко известный гражданский форум "Пилорама". В 2013 году организаторы "Пилорамы" не получили достаточного финансирования со стороны краевых властей и решили отказаться от проведения форума, однако даже временная "смерть" не избавила его от критических замечаний со стороны противников. Ему вменяют предвзятость и искажение исторических фактов - так же, как и "Перми-36".

По мнению Евгения Сапиро, музей наделен гораздо более широкими "полномочиями", чем может показаться на первый взгляд, поэтому подобные претензии, как минимум, не обоснованы. "Идеология музея - противостоять повторению политического террора за инакомыслие. Он был или нет? Был! Кровавый, многомиллионный при Сталине. Не столь масштабный, но не менее жестокий и несправедливый при его наследниках. Эти факты можно подтвердить сотнями томов документов и "Книг памяти", - уточняет он.

Согласно недавнему заявлению директора Департамента гражданских и специальных программ администрации губернатора Пермского края Сергея Маленко, находясь в государственном подчинении, музей и в самом деле мог бы значительно расширить сферу влияния. По мнению председателя Пермской гражданской палаты Игоря Аверкиева, это единственный плюс, которого стоит ожидать от подобной парадигмы отношений.

"Был музей советских политических репрессий... Будет музей политических репрессий в России вообще - от Бориса Годунова до СССР, но преимущественно на пермской земле. Такая широта подхода - единственное, что мне понравилось в новой концепции: широты и разнообразия явно не хватало прежде. Однако, надежды тут же растаяли, так как Сергей Маленко сообщил, что особое внимание будет уделено августейшим репрессированным из рода Романовых. Думаю, что, в конечном счете, значительная часть музейных экспозиций просто станет мемориалом "Дома Романовых", в связи с чем много будет всякой казенной "православной духовности"", - пишет он на своей странице в социальной сети, уточняя, что гораздо более существенным для посетителей музея станет тотальная смена общей тональности экспозиции.

"Был музей жертв политических репрессий - диссидентов, правозащитников; теперь будет музей врагов народа - шпионов, предателей, военных преступников, бандеровцев и тому подобных. На многих стендах будут рассказывать о том, каких подонков содержали здесь, и совсем немного про диссидентов, - не то чтобы как о разновидности подонков, но в их ряду", - сообщает правозащитник.

Напомним, что "Пермь−36" - это неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осужденных за "особо опасные государственные преступления". Она располагалась в пермском поселке Кучино и в настоящее время превращена в Мемориальный музей истории политических репрессий "Пермь-36". Споры по поводу его статуса и социального значения не утихали с момента образования, но инициатива, предложенная Владимиром Путиным, в скором времени может поставить точку в дискуссии.