На днях в Сочи президент России Владимир Путин встретится со своими армянским и азербайджанским коллегами - Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым. И если переговоры с ними пройдут хоть сколько-нибудь успешно, российский лидер сведет за одним столом руководителей противоборствующих сторон и попытается добиться согласия не расширять масштабы вооруженного противостояния, которое на днях едва не привело к возобновлению полномасштабной войны в зоне нагорно-карабахского конфликта.

Впрочем, общий настрой экспертного сообщества как в Баку и Ереване, так и в Москве достаточно пессимистичен. В то, что встреча в Сочи приведет к резкому сокращению боевых действий и придаст карабахскому урегулированию новый импульс не верит, пожалуй, никто (кроме, пожалуй, Владимира Жириновского, ну так у него всегда особое мнение). Сохранение статус-кво - тот максимальный результат, которого можно ожидать от предстоящего саммита. Но это само по себе означает, что и без того ставший очень хрупким мир будет подвергаться новым испытаниям, что породит и новые риски. И в этой связи события, происходящие на линии огня в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе (точно так же, как и ситуация на юго-востоке Украины) высветили очень существенную проблему, связанную с интеграционными процессами на постсоветском пространстве.

Нет ничего удивительного в том, что всё военное руководство Турции - министр обороны, начальник Генштаба, командующие родами войск - выступило с заявлением в поддержку вооруженных сил Азербайджана. Между Баку и Анкарой с 16 августа 2010 года действует договор о стратегическом сотрудничестве и взаимной помощи. Последние события, как считают некоторые аналитики, могут подвигнуть стороны на заключение более масштабного соглашения о военном взаимодействии. Поэтому турецкая поддержка в данном контексте выглядит, повторим, вполне естественно. Более того - если бы не наличие в Армении 102-й российской военной базы, можно с уверенностью сказать, что сегодня положение на армяно-турецкой границе было бы очень острым.

Удивительно другое. В связи с обострением ситуации в Карабахе и вокруг него "в казахском сегменте сети Facebook десятки тысяч жителей Казахстана присоединились к акции поддержки Азербайджана", пишет бакинское агентство Vesti.az. "Рядовые казахи выражают свою поддержку и солидарность с братским азербайджанским народом, призывают Армению положить конец оккупации азербайджанских территорий. Участники акции отмечают, что два братских тюркских народа - казахи и азербайджанцы - всегда были и будут вместе, плечом к плечу, вместе преодолевая невзгоды и вместе радуясь общей победе в Карабахе", утверждает издание. Если даже учесть неизбежный (а в данном случае - так и просто бьющий в глаза) пропагандистский аспект сообщения, все равно - такое явление естественным назвать трудно. Ведь Казахстан является союзником Армении по Договору о коллективной безопасности (ОДКБ), и было бы логично ожидать иной реакции. В данном случае, однако, "тюркская солидарность" явно перевешивает фактор постсоветской военно-политической интеграции. И хотя речь идет в данном случае о поддержке, выражаемой на неофициальном уровне, морально-психологический элемент такой поддержки очень важен - точно так же, как и в случае с посланием турецких военных.

Впрочем, и на официальном уровне позиция Астаны выражена достаточно ясно: президент Нурсултан Назарбаев 29-го мая сего года на заседании Высшей Евразийской экономической комиссии (где присутствовал также Серж Саргсян) зачитал письмо Ильхама Алиева, в котором говорилось, что Армению в Таможенный союз следует принимать без Карабаха, "в признанных ООН границах". Нет сомнения, что вопрос о включении/невключении самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики в таможенное пространство интеграционного объединения весьма непрост и очень важен. Но совершенно непонятно, почему об этом должен напоминать президент Азербайджана - страны, членом ТС и ЕАЭС не являющейся. Еще более непонятно, почему президент Казахстана выступает в данном случае "адвокатом" азербайджанской стороны. Что это, если не явственная демонстрация "тюркской солидарности", которая, получается, куда более действенна, нежели солидарность, ожидаемая Ереваном от официального союзника.

И Казахстан, и Белоруссия уже поставили перед Россией ряд проблем в связи с положением на юго-востоке Украины. Оба ближайших союзника России отнюдь не в восторге от действий Москвы, чего не скрывают и скрывать не собираются. Теперь точно такое же неприятие российской позиции демонстрируется и в вопросе приема Армении в ТС и ЕАЭС, а подходы Астаны в связи с обострением карабахского кризиса так и прямо противостоят духу Договора о коллективной безопасности. По этому столь важному для политики Москвы военно-политическому альянсу тоже прошла явственная трещина, порожденная, если называть вещи своими именами, идеологией пантюркизма.

Любопытным в этой связи представляется недавний комментарий председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, который полагает, что "новая война в Карабахе назрела". "Ситуация, когда Россия поглощена юго-востоком Украины, способствует прорыву в карабахской войне, началу реальной конфронтации между Азербайджаном и Арменией", утверждает Гейдар Джемаль. В этой конфронтации, по его мнению, Москве будет сложно поддержать Армению, поскольку Россия "ангажирована" украинскими событиями, что и связывает Кремлю руки. Между тем, Баку в этой новой войне будет полагаться на позитивную реакцию НАТО. А возможно - что и пользоваться поддержкой Североатлантического альянса: не случайно председатель Исламского комитета России напоминает, что часть выводимых из Афганистана войск НАТО будет проходить через Азербайджан. Всё это лишний раз демонстрирует и без того ясное обстоятельство - кому на самом деле выгодно окружать Россию "поясом нестабильности". Неясно другое - на кого из своих "союзников" может положиться Москва в складывающейся новой, причем весьма сложной военно-политической обстановке, когда на традиционные геополитические риски начинает влиять вдобавок и фактор "тюркской солидарности"?

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM