Заместитель губернатора Псковской области Максим Жаворонков в интервью ИА REGNUM прокомментировал вступивший в силу закон об уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства.

ИА REGNUM: Максим Константинович, 5 августа в "Псковской ленте новостей" Вы выступили с публикацией "о вежливом намёке государства бипатридам". Что побудило Вас выступить в СМИ?

Принятие закона об уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства - достаточно серьезный повод, чтобы постараться побудить всех жителей вникнуть в суть гражданственности, более ответственно подойти к понятию гражданства. Не секрет, что некоторые бипатриды воспринимают эту тему с отторжением. Мол, государство таким образом хочет ограничить какие-то свободы. Вероятнее всего, это происходит потому, что в глубине души они сами осознают какой-то негативный подтекст такого "раздвоения". А на самом деле никто ни у кого не отнимает право иметь двойное гражданство. Это право закреплено Конституцией, но изначально законодательством заложены определенные и абсолютно логичные ограничения.

Возможность иметь двойное гражданство важна для тех, у кого родственники находятся в бывших союзных республиках. Часть жителей приобрела второе гражданство, пользуясь случаем, - в расчете на какие-то потенциальные выгоды, преимущества: от возможности путешествовать без визы до надежды на вероятное трудоустройство в случае отсутствия вариантов на Родине. Правда, стремление к переезду в зарубежные страны, к трудоустройству, по нашим наблюдениям, с каждым годом угасает. Наоборот, есть тенденция обратного движения, в том числе из стран Прибалтики в Россию. Это связано с последствиями экономического кризиса, с тем, что бизнес в порубежных странах часто вынужден работать с меньшей маржой, в условиях более жесткой налоговой и другой дисциплины, с высокими счетами на коммунальные услуги и другими расходами на повседневные нужды. Долгое время преимуществом была возможность приобретения в Прибалтике транспортных средств и без растаможки пользоваться этими транспортными средствами на территории России, возможность легких заработков на разнице в ценах - например, на бензин или автомобильную резину. Сейчас такие возможности сокращаются. А вместе с этим должно становиться и меньше мотивации иметь двойное гражданство. И тем более на фоне этой "бытовухи" все больше смысла становится задуматься о не менее значимых ценностях. О самоопределении - в какой стране мы хотим жить и какую страну развивать сообща - мы, граждане. Относиться не потребительски, жить не сегодняшним днем, а думать о завтрашнем. Тем более сейчас, когда в мире такая напряженность между Западом и Россией, и ничто не указывает на то, что эта напряженность скоро спадет.

Гражданство - не формальность и не совокупность преимуществ - как бы чего прихватить или куда бы сбежать, чтобы не отвечать перед законом. Это - осознаваемая человеком принадлежность к народу, к его культуре, в основе которой должно быть уважение к общепринятым нормам. И это - неотъемлемая прерогатива участвовать в политической, публичной жизни, нести свою долю ответственности за судьбу страны, народа, потомков.

ИА REGNUM: Проблема второго гражданства актуальна для Псковской области?

Собственно бипатризм, наверное, не следует называть проблемой. Повторюсь, это конституционное право наших граждан, и многим оно позволяет поддерживать семейные связи, разорванные не по их вине. Но это - личные вопросы. Что касается бипатризма в вопросах публичных, то наличие второго гражданства делает юридически, морально, этически неприемлемым участие человека в партийных структурах, в органах власти, непосредственно влияющих на жизнь народа. Это проистекает из сути гражданства, из всей истории и развития статуса гражданина. Также проблема - когда благодаря наличию второго гражданства у людей появляется возможность уходить от ответственности за грубые нарушения российских законов. Сокрытие второго гражданства - это тоже проблема. Не должно быть такой несправедливости, чтобы другие государства, дающие человеку гражданство, как правило, знали, что он российский гражданин, а российское государство о другом гражданстве не знало. Все эти проблемы актуальны для Псковской области, также как и для всей России. Для Псковской области, возможно, даже особенно актуальны по причине ее приграничного положения.

ИА REGNUM: О каких странах идёт речь?

Жители области могут иметь второе гражданство, полученное в любых странах, в которых это возможно по закону. Но, конечно, наибольшая доля приходится на соседние бывшие союзные республики.

ИА REGNUM: Отдельно Вы отмечаете Эстонию. Почему?

По всем данным, наиболее значительная часть бипатридов - это граждане Эстонии. Это объясняется историей взаимоотношений региона с этим государством. Тем, что Эстония исторически имеет притязания на часть Печорского района. Многие жители этого района являются обладателями так называемых "синих" паспортов, имеют родственников в Эстонии. Многие живущие сейчас в Эстонии русские имеют земельные участки и полученную по наследству недвижимость в Печорском районе. Происходит активное движение всех этих граждан через границу. На российской территории проживают тысячи эстонских граждан. И мы надеемся в ближайшее время благодаря уведомлениям, которые они подадут в ФМС, установить более-менее точное их число.

ИА REGNUM: По Вашим данным, в органах государственной власти, местного самоуправления, в партийных кругах региона есть люди с двойным гражданством?

К сожалению, по непроверенной пока информации, ряд наших граждан, работающих в публичных органах и состоящих в партиях, могут скрывать факт наличия у них эстонского гражданства. Региональные власти заинтересованы в том, чтобы устранить такого рода нарушения законодательства. Ведь мы вполне может предположить, что их отношение к публичной деятельности такое же безответственное, как и к законодательству о гражданстве. Любая публичная деятельность - это по сути служба. Служба государству, стране. Служба народу, носителю суверенитета. И прежде чем идти на такую службу, надо четко определиться, какому государству и народу служишь, никакого "раздвоения" в этом вопросе быть не может.