Очередная, уже шестая годовщина войны августа 2008 года в Южной Осетии пройдет примерно так же, как и предыдущая - скоротечно, пафосно и крайне эмоционально. Привычные мероприятия, на которые приезжает все меньше гостей. Стандартные речи, которые никто не слушает. И люди - привычное, стоящие в сторонке и разбредающиеся к вечеру компаниями по дворам и селам, чтобы помянуть погибших и отругать властьпредержащих. Все-таки это не праздник никакой, а день траура, в который и итоги-то подводить как-то не к столу. Тем более, каждый год одинаково.

Но вопросы автоматически формулируются сами собой и за осетинскими столами и в московских кабинетах. Основной из них все также настоятельно требует ответа. Где, собственно говоря, на самом деле находится РЮО в общемировом контексте, если смотреть на мир глазами, а не тем, чем принято в таких случаях обычно? Сердцем, например. Эмоции, конечно, важны, особенно в период государственных праздников, когда произносятся речи и раздаются награды. Но объективность важнее.

В РЮО уже давно нет спроса на эти самые объективность и бесстрастность. На повестке дня политические и исторические мифы, откровенная спекуляция идеями и смыслами. РЮО продолжает находиться одновременно уже даже не в трех, а сразу в нескольких параллельных мирах и сознаниях - их число зависит от одновременно сожительствующих в голове точек зрения.

Например, "цхинвалоцентричность" - это болезнь уже неизлечимая, первые симптомы которой наглядно проявились еще в далеком 1991-м году, а сейчас и вовсе превратились в нечто хроническое и неизлечимое, но жить с этим уже привычно и даже многим комфортно. Действительно, приятно осознавать, что политические процессы в Папуа Новой Гвинее напрямую вызваны политическими коллизиями в РЮО. Это не только греет душу, но и оправдывает собственный надутый вид и дорогой костюм. И это болезнь - скорее, беда крайне политизированного югоосетинского сознания, чем его вина. Два с лишним десятилетия информационной и интеллектуальной изоляции сделали свое дело. В каждом шепоте листвы им слышится дуновение ветра именно в сторону РЮО, и это не поэзия, а печальная кафкианская проза. Это огромный потенциал для манипуляции общественным сознанием, но с другой стороны такое восприятие мира вокруг приводит к тотальным и фатальным ошибкам тех, кто на поле этого самого общественного сознания "играет в политику".

Это не исключительно цхинвальская беда, этим страдают многие "новые" государства со сложной судьбой, но не в каждом таком случае запущенный синдром приводит к искажению действительности до критичного уровня мнимой реальности. И если часть молодежи с подачи недобросовестных старших увлечена только лишь поисками "сверхидентичности", то правящий класс на самом деле живет в абсолютном диком зазеркалье (wilderness of mirrors), в котором отсутствует перспектива мысли, а историческая преемственность считается чем-то навязанным извне.

Политический контекст окончательно сузился до рамок кулуарного и не очень общения с российскими техническими чиновниками, большинство из которых воспринимают назначение "на Южную Осетию" как ссылку с элементами средневековой пытки, а оставшаяся небольшая часть представлена карьеристами разной степени циничности. Это в принципе не добавляет огонька в российско-осетинские отношения даже на бытовом уровне, и уж никак не способствует пониманию путей развития государства, народа и этноса. Об этом развитии уже никто не думает. Даже те, кого в РЮО принято считать интеллектуальной элитой.

Не существует не только научных, но и прикладных работ, оценивающих нынешнее положение РЮО в мировом контексте и возможные перспективы. Политические шаги, если они делаются, то делаются скоропалительно, под влиянием набора одних и тех пропахших одновременно и нафталином, и пафосом эмоций. Искусственно навязанная дихотомия выбора "независимость - вхождение в РФ", от которой уже даже ее авторы не знают куда сбежать, окончательно добивает поле для свободного мышления и объективной обстановки вокруг.

И не только общая политическая неопределенность, но и вообще крайне суженный взгляд на мир не дают возможности и посмотреть на происходящее объективно и широко. Никакого переговорного процесса с Грузией нет и не может быть, поскольку основополагающие принципы двух государств не сойдутся на нашей земной жизни никогда. Для РЮО реальные переговоры с Грузией начинаются только с признания независимости, а ни один грузинский политик, если хочет дожить до утра, этого никогда не сделает. Никакие контекстные "улучшения" отношений между Москвой и Тбилиси к статусу РЮО как признанного Россией независимого государства тоже отношения не имеют.

Первыми это поняли, как это ни парадоксально, чиновники ОБСЕ, откровенно махнувшие рукой на весь этот так называемый "переговорный процесс". Для них РЮО - давно и прочно находится в орбите российского влияния и ничто уже на это не повлияет. Грузия военной угрозы из себя не представляет, несмотря на вялотекущие, в духе европейской бюрократии переговоры об уровне взаимоотношений с НАТО. Российское военное присутствие в регионе Большого Кавказа настолько внушительно и грамотно организовано, что в ближайшие десятилетия никто и не помышляет о неких агрессивных действиях в сторону РЮО. А ссылки на "неформальную" военную помощь со стороны США грузинской армии даже не смешны, а анекдотичны.

Возможность же втягивания РЮО в некую большую войну на Кавказе, которую могли бы спровоцировать события, например, вокруг Нагорного Карабаха, также экстремально мала. А вот от третьей мировой мы все не застрахованы, как, впрочем, от метеорита и марсиан.

Но даже в контексте третьей мировой РЮО останется для НАТО периферийным театром с провинциальными актерами. Западным действующим лицам точно так же, как и Москве просто не хватает "человеческого ресурса", чтобы одновременно одинаково плотно заниматься всеми проблемными точками. Тем более, если приложение неких дипломатических или подрывных усилий не несет прямой и явной выгоды. В этой связи концентрация в РЮО усилий именно ряда региональных НПО и как бы "научно-исследовательских институтов" демонстрирует как раз слабую степень вовлеченности в югоосетинские дела, а не наоборот.

Политическая же и экономическая интеграция Грузии в европейское пространство также не несет никаких угроз ни России, ни РЮО. Все равно европейские партнеры Грузии постоянно твердят о "территориальной целостности", которая "нарушена", а, следовательно, никакой полной интеграции Грузии во что-то очень европейское не предвидится. Даже до лавинообразно нарастающей волны взаимных санкций никакой опасности не было, а уж сейчас - и тем более. А рассуждения на темы одичалых геостратегических проектов мегарегионального транзита каких-то там грузов исходят в основном от персонажей, склонных к конспирологии. Выдавать сказку за научно обоснованный проект уже в 1970-х годах в Институте марксизма-ленинизма было крайне трудно, а сейчас такое можно "продать" только в предвыборный период, который в Цхинвале на его беду практически не заканчивается никогда. И то в качестве лозунга, а не реального плана развития государства.

В обстановке, когда европейские институты, связанные с РЮО, впали в коллективную кому, Женевские переговоры превратились в своеобразную форму безобидного экотуризма и постоянный повод для насмешек над его участниками. Ссылки на то, что нужна хоть какая-то площадка для общения с соседями, и уже постепенно перестают работать, поскольку слишком уж долго формат этой площадки не меняется. Да, Минская группа по Карабаху вообще с начала 1990-х - заседание. Ну и чем это только что закончилось на карабахском же фронте? Здесь привычные дипломатические методы ведения дел вошли в противоречие с практической целесообразностью и привычка как всегда победила. Женевские консультации - это на века. Их можно даже переименовать и перенести на орбитальную станцию - суть от этого не изменится.

Как не изменится и смысл приграничных консультаций на уровне спецкоманды переговорщиков, не подчиненных МИДу. Это само по себе странно, поскольку некое параллельное ведомство ведет от лица президента переговоры с грузинской стороной, никак не консультирующей с внешнеполитическим ведомством.

Для Москвы РЮО как была, так и осталась одним из звеньев внешнеполитической концепции, роль и место которой тщательно изложены и описаны в крупных межгосударственных документах и заявлениях первых лиц. Особые, нестандартные методы взаимоотношений между Москвой и Цхинвалом - тоже объективная реальность, специфика местности, которую большая часть правящего в РЮО класса осознает довольно адекватно, только вот говорит и действует порой странно. Но и это местная специфика, на которую в Москве уже никто не реагирует всерьез. В системе государственной власти России нет никакого внятно структурированного органа, который бы единовластно занимался взаимоотношениями с Цхинвалом, а те, кто это делает по должности или зову сердца, смертельно устали от неадекватного снобизма, охватившего югоосетинское общество пару лет назад. В обстановке, когда целеположение подменено мифологией, а объективность - интеллектуальной ленью, работать мучительно сложно. Реально оценивать обстановку никто не хочет, поскольку это повлечет за собой необходимость работать, учиться, получать знания и опыт. Но если знания создают проблемы, то их все равно не решить с помощью невежества.

Конечно, Москва должна взять на себя значительную часть интеллектуальной нагрузки. Современная политическая ситуация слишком сложна, и не хотелось бы, чтобы "цхинвалоцентричное" мышление снова провернуло какой-нибудь цирковой трюк в самый ненужный для этого момент. Многие эксперты (в реальности специалистов по РЮО можно по пальцам одной руки пересчитать, включая продвинутых представителей дальнего зарубежья) пришли к выводу, что югоосетинское общество просто так и не смогло осознать то, что упало к ним в руки. Не нашло слов, определений, адекватных эмоций. Тот слой интеллектуалов, который в идеальном мире вроде бы должен был все это сформулировать, еще с 1990-х годов занялся борьбой за место под солнцем, и нет им за это оправдания.

Так что ждать в ближайшее время какого-либо осознанного политического мышления в РЮО, к сожалению, не приходится. Сейчас в данный конкретный момент истории, может быть, это и не кажется катастрофой, особенно, если смотреть из Цхинвала. Но даже если события в мире будут развиваться по оптимистичному сценарию, через несколько лет последствия этого "интеллектуального застоя" обязательно скажутся и скажутся именно катастрофически. Можно покрыть асфальтом всю республику, но так и не осознать ради чего.