7 августа в Запорожье состоялось очередное заседание суда, на котором решалась судьба 41 солдата из 51-ой бригады ВСУ. Напомним, что это воинское подразделение, которое было заперто в т.н. "Южном котле". Однако, совершив попытку прорыва из окружения, они сперва попали в плен ополченцев, потом оказались на территории России, откуда их вернули на Родину. После чего на Украине им предъявили обвинения в дезертирстве и уклонении от воинской службы. Суд отказался арестовывать солдат, выпустив их на поруки жителей Запорожья. Однако прокуратура подала апелляцию. Солдаты находятся в воинской части в Запорожье, можно сказать, "под замком", но корреспонденту ИА REGNUM удалось пообщаться с одним из бойцов бригады, Игорем.

Расскажите, как вы оказались в окружении и почему решили прорываться через российскую территорию?

Как мы потом в результате узнали, мы оказались в окружении в середине июля, числа 15-го, под постоянными минометными обстрелами, обстрелами из "Градов", в условиях очень плохого обеспечения. В частности, у нас не было воды, еды. В результате последнего обстрела, который случился 24-го числа, была фактически уничтожена техника нашей батареи, в результате чего батарея не могла уже выполнять свои боевые задачи. Тем более, к тому времени закончились снаряды. Мы из артиллерии превратились в пехоту.

Решение прорываться было принято уже утром 25 числа. Мы решили прорываться к своим или хотя бы переместиться в более безопасное место. Погрузились на технику и часть наших ребят спустились с террикона. Через некоторое время мы с ними созвонились, узнали что у них все нормально, есть возможность прорваться. Тогда мы тоже ушли с этого террикона и через плен мы попали на территорию России.

Т.е. в итоге вы попали в плен к ополченцам?

Да.

Как они с вами обращались? Была агрессия?

У ополченцев было нормальное отношение. Да, немного было морального давления - зачем вы пришли на нашу землю с оружием, зачем вы нас убиваете. Их в первую очередь интересовала Нацгвардия ли мы. У ополченцев очень негативное отношение к этим всем "добровольческим батальонам". Когда узнали что мы просто мобилизованные, сказали - не переживайте ребята, все будет нормально. Никто вас здесь не тронет, у вас будет возможность уехать. В принципе, нормальное отношение к нам и на российской стороне было. Особого давления не было оказано. Они уточнили наши данные, так как у некоторых не было даже паспорта украинского. Нам дали транспорт и перевезли на безопасную территорию подальше от зоны боевых действий.

Оставшееся оружие вы сдали ополченцам или россиянам?

Оружие мы им вообще не отдавали. Мы отдали оружие своему командованию, которое там осталось.

Вас сейчас обвиняют в дезертирстве и отказе нести воинскую службу. Как вы сами оцениваете свои действия?

Бойцы немного недовольны сложившейся ситуацией. Либо ты спасаешь свою жизнь, либо можешь получить довольно таки внушительный срок. В моральном плане нас имеют право осуждать только те, кто там остались. Но мы с ними связывались и они сказали, что никаких претензий к нам не имеют. Наш уход дал им сутки отсрочки. Плюс командиры, которые остались, догадались все-таки съехать с террикона.

А как к вам относятся военнослужащие в Запорожье?

Они полностью на нашей стороне. Понимают, что сами могли оказаться в такой же ситуации между молотом и наковальней.

Как вы в целом оцениваете ситуацию на Донбассе? Как вы оказались в "котле" и каковы реальные потери на линии фронта?

Что касается потерь - официально это 300 человек. Если раньше давали информацию про 3-5 погибших в день, сейчас уже идет информация про 10-12. На самом деле - намного больше. Занижают потери, притом довольно существенно. Только в том секторе, где мы стояли, наверное, больше 300 человек погибших.

Но главная проблема - командование ВСУ мыслит не теми категориями. У них еще старая советская подготовка, старая советская закалка. Весь этот военный механизм, работа логистики. Наше командование очень боится слова "война". Хотя по факту это уже давно не "антитеррористическая операция". "АТО" - это когда горстку террористов нейтрализуют, но не когда тяжелая артиллерия используется с обеих сторон.

Вас сейчас судят. Если вынесут оправдательные договоры, вернетесь ли вы в зону АТО?

Никто из нас ни в какой из этих ситуаций не отказывался нести дальнейшую службу. Все мы до сих пор являемся военными. Никто из нас не отказывался от несения дальнейшей службы и выполнения приказа. Но не знаю, какое будет к нам доверие, отправят в зону "АТО" или нет.