Первая неделя "продуктовых санкций" России прошла под знаком массовой истерии. В Европе бьют тревогу поставщики продуктов, лишившись рынка, который приносил им в год около $15 млрд. В Латинской Америке и Китае срочно формируют списки продуктов и каналы поставки их в Россию. В России интернет-активное население вспоминает кильку в томате, агрессивно обсуждая "можно ли жить без камамбера" и анекдот о белорусских мидиях. Власти регионов спешат заверить население, что продуктов достаточно, и они не подорожают - а ритейлеры тем временем переписывают ценники. О том, как живут регионы через неделю после санкций, в обзоре ИА REGNUM.

ПРОКОРМИМ СЕБЯ САМИ

Правительства субъектов РФ на санкции отреагировали незамедлительно. Краткое резюме заявлений: дефицита не будет, все под контролем. Расширим площади посевов, найдем новых поставщиков. Сибири и Дальнему Востоку проще - по части импорта они ориентированы на страны Азии. Юг считает себя вполне самодостаточным. Но чем дальше на запад, тем пессимистичнее комментарии.

На прилавках магазинов Камчатки продукция импортного производства составляет незначительную долю, заявила корреспонденту ИА REGNUM зампред камчатского правительства Марина Суббота. По её словам, политика руководства края направлена на то, что Камчатка должна полностью обеспечивать себя сельхозпродукцией. В Бурятии говорят, что над импортозамещением работают уже пять лет - правда, регион все равно зависит от импорта, однако сотрудничество идет в основном со странами азиатского региона: за первые три месяца только из Китая Бурятия ввезла овощей, фруктов и орехов на $3 млн. В Омской области, по словам министра сельского хозяйства Виталия Эрлиха, подпадающие под запрет продовольственные товары занимали не более 4% от общего объема продукции на прилавках. Глава Хакасии Виктор Зимин с уверенностью заявил, что продовольственных потрясений не предвидится.

В центральной России, Поволжье и на Урале власти тоже держатся оптимистично. До 20% может составить рост объема производства молочной и мясной продукции в Воронежской области в связи с контрсанкциями, заявил врио губернатора Воронежской области Алексей Гордеев. Мэр Москвы Сергей Собянин сразу заверил горожан и гостей столицы, что дефицита не предвидится. Глава Чувашии Михаил Игнатьев рассказал о наличии в агропромышленном комплексе мощностей для того, чтобы избежать дефицита продуктов в 2015 году. Глава Пермского Минсельхоза Иван Огородов отрапортовал, что "по овощам справляемся своими силами. По фруктам переориентируемся на поставки из азиатских стран, Турции, Латинской Америки". Калужская область в состоянии практически полностью обеспечить себя мясом, молочной продукцией, картофелем и овощами, убежден министр конкурентной политики Николай Владимиров.

На Юге и Северном Кавказе выражают абсолютную уверенность в способности прокормиться без Запада. Запрет на импорт продовольствия в Россию следовало ввести давно - такое мнение высказал глава Чечни Рамзан Кадыров. "Нужно у себя растить овощи и фрукты, а не покупать синтетические яблоки и заполненные селитрой помидоры у поляков и голландцев", - считает он. С ним солидарны руководители Кубани, Волгограда, Астрахани. Санкции помогут Ставрополью получить новые направления агропромышленного экспорта, уверен врио губернатора Владимир Владимиров.

На Северо-Западе оптимизма меньше: и в заявлениях чиновников, и в комментариях специалистов. Калининградский экономист, региональный уполномоченный по правам бизнесменов Георгий Дыханов предположил, что "фруктовый дефицит" в регионе в краткосрочной перспективе возможен. Губернатор Николай Цуканов попросил подготовить для региона специальную "дорожную карту" для обеспечения продовольственной безопасности, учитывающую особенности эксклавной экономики самой западной территории России. Власти Новгорода предпринимают собственные меры, пообещав поддержку фермерским хозяйствам. Именно с Северо-Запада, из Архангельской области поступило предложение пересмотреть санкционный список: сенатор Константин Добрынин в обращении к правительству РФ пишет, что при формировании перечня не были учтены потребности жителей страны, страдающих отдельными видами заболеваний, для лечения которых требуется специальная диета.

РОСТ ЦЕН И ПРОДУКТОВЫЙ АЖИОТАЖ

Пока чиновники выступают с громкими заявлениями и создают специальные комиссии, а обывателей будоражит ожидание дефицита, ритейлеры начали повышать цены на продукты питания. Уже выросла закупочная цена на картофель, ягоды, сладкий перец, разводят руками предприниматели Санкт-Петербурга. Оптовики начинают "играть ситуацией": отгрузка товара сначала приостанавливается со ссылкой на санкции, а потом возобновляется уже по более высокой отпускной цене. Большинство экспертов сходится в прогнозах, что цена на продовольствие в окруженной ЕС Калининградской области вырастет. Уже сейчас, несмотря на то, что в регионе есть остатки западноевропейской продукции, цены на фрукты и овощи увеличились "на ажиотаже". В соцсетях калининградцы пишут, что в супермаркетах подорожали помидоры, причём от местных фермеров. Поднялся в цене сыр.

В Нижегородской области в магазинах двух федеральных торговых сетей цены на семгу выросли сразу вдвое, что стало поводом для экстренного совещания с представителями торговых сетей. По словам и.о. министра предпринимательства Дениса Лабузы, объективных предпосылок для повышения цен на продукты сегодня нет.

Покупатели отмечают рост цен и на продуктовых рынках. "На рынке, где мы обычно покупаем продукты, цены поднялись, конечно, в два раза", - заявила корреспонденту ИА REGNUM ростовчанка, покупатель на рынке "Локомотив". На Центральном рынке Калининграда выросли цены - на 15-20 рублей - на фруктовую экзотику: нектарины, персики.

В воронежском "Ашане" подорожала продукция Valio, но продавцы говорят, что пока остаются старые запасы, может возрасти цена с новым поступлением товара. Отмечают рост цен на молочную продукцию в Кирове, Самаре, Башкирии, Удмуртии, Пензе, Москве. Продуктовый ажиотаж - когда покупатели "сметают" с полок запрещенные продукты - заметили на Урале и Северо-Западе.

Эксперты говорят: все закономерно. И если власть не начнет исправлять ситуацию, даже в ручном режиме, цены поползут вверх бесконтрольно. Хотя полностью проконтролировать ситуацию, увы, невозможно. Как заявил ИА REGNUM директор департамента стратегического анализа аудиторско консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, "рост цен в такой ситуации неизбежен. У нас кривая-косая, но все же - рыночная экономика. Если предложение товаров снижается, растут цены. Цены определяют спрос и предложение. И с этим трудно бороться". По мнению аналитика Альпари Анны Кокоревой, поставщики продукции еще не нашли альтернативу запрещенным товарам. "Также стоимость продуктов может возрасти из-за роста издержек. В первую очередь, речь идет о транспортных издержках, - поясняет она. - Если раньше компания закупала продукцию в Европе, а теперь закупает в Чили, то из-за расстояния стоимость транспортировки и сроки поставки увеличиваются. Конечно, есть в этом и спекулятивный момент".

"Текущее повышение цен как раз и объясняется тем, что на складах продукции практически уже и не осталось, - отмечает руководитель аналитического департамента ФК Forex Артем Деев. - Тем не менее, подобный аргумент не может объяснить рост цен более чем на 20%, хотя в ряде регионов потребители сталкиваются и с этим. В данном случае речь идет об открытой спекуляции ритейлеров, которую необходимо пресекать".

ПОЗИЦИЯ ФАС

Одной из самых громких новостей о росте цен на минувшей неделе стали сообщения об удорожании продукции компании "Русское море". Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) выдала предостережение компании о недопустимости резкого роста отпускной цены на охлажденный лосось. "Русскому морю" теперь предстоит предоставить обоснование своей новой ценовой политике. Кроме того, с 14 августа ФАС открывает "горячую линию" для жалоб на рост цен. Отметим, что по сообщению антимонопольщиков, они еще не получали от ритейлеров жалоб на повышение стоимости продуктов поставщиками.

"Слабо верю в контроль цен, - заявил ИА REGNUM вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов. - Это удавалось при существовании Советского Союза, тогда вся система была построена так, что все цены, в том числе розничные, контролировались государством. И то это приводило к спекуляции, товары по государственным ценам вымывались из магазина и продавались каким-то образом с заднего входа или из чьего-то дома. При относительно рыночной экономике, которая существует в России, по крайней мере в потребительском секторе, эффективный контроль цен, я считаю, невозможен вообще".

"Понятно, что государство с целью избежать какого-то недовольства и с пропагандистскими целями будет всячески демонстрировать, что оно пытается защитить потребителя от роста цен, но эффективно защитить государство не имеет рычагов, иначе оно должно было бы дотировать поставки запрещенных к ввозу из ЕС продуктов из каких-то третьих стран, более далеко расположенных от России. А на эти цели у государства средств нет и намерения такие не декларировались", - подытожил эксперт.

Таким образом, потребителям остается некоторая надежда на "показательные процессы" над поставщиками, повысившими цены, а также на постепенное развитие собственного производства продукции. В этой связи отметим один из комментариев, оставленных пользователем соцсети Facebook из Екатеринбурга: "Долго пыталась сформулировать, что же меня во всем происходящем беспокоит.... Меня беспокоит не отсутствие французского сыра и польских яблок, не отсутствие выбора по разным жизненным ситуациям... а отсутствие огорода. Это по-настоящему тревожно. Что поделать. Воспитана на советской литературе. И бабушкой, которая всегда повторяла: "Лишь бы не было войны".