Приближение сроков вывода натовских контингентов из Афганистана диктует армейскому командованию США активную модель поведения в Центральной Азии. В конце июля СМИ региона бурно отреагировали на визит главы Центрального командования ВС США (CENTCOM) Ллойда Джеймса Остина в Узбекистан. По информации узбекского информационного ресурса "Узметроном", американский генерал посетил республику, дабы заручиться поддержкой её властей в волнующем Вашингтон вопросе. Использование американцами киргизской авиабазы "Манас" для тыловой поддержки войск в Афганистане свёрнуто. В воздухе завис вопрос получения Соединёнными Штатами нового военно-транспортного узла в Центральной Азии, который им необходим для предполагаемого продолжения миссии в Афганистане после 2014 года.

В качестве удобного перевалочного пункта американцы заприметили авиабазу в узбекском Термезе, которую с 2001 года арендует Германия. Отношения Ташкента с Берлином с начала "нулевых" были избавлены от резких колебаний, чего не скажешь об американо-узбекских связях. После резкого осложнения отношений в 2005 году, Вашингтон был вынужден покинуть свою опорную точку вблизи узбекского Карши (авиабаза "Ханабад"), перегруппировав силы в киргизский "Манас". Ныне ситуация фиксирует обратную тенденцию - контакты Вашингтона и Ташкента приняли партнёрский характер, предыдущие взаимные подозрения преодолены. А значит, американцы могут преуспеть в деле возвращения в Узбекистан, расположившись вблизи с южной границей центральноазиатской республики с Афганистаном.

Эксклюзивные предположения ресурса "Узметроном" (по некоторым данным, контролируемого узбекскими спецслужбами и, под видом оппозиционного издания, используемого ими для различных информационных вбросов) о сделанном командующим CENTCOM предложении узбекскому руководству по базе в Термезе были дезавуированы и Вашингтоном, и Ташкентом. Первый вовсе дистанцировался от каких-либо обсуждений с местными властями вопросов по афганской тематике. Власти же Узбекистана выступили с несколько уклончивым, но всё же опровержением имевших место консультаций с американцами по термезской авиабазе. 4 августа МИД республики разместил официальное заявление краткого содержания. В нём лишь указывалось, что в соответствии с Концепцией внешнеполитической деятельности Узбекистана, утверждённой в качестве закона 10 сентября 2012 года, республика не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов.

Однако есть версия, что узбекские власти, напротив, были заинтересованы в утечке информации через "доверенные" информационные ресурсы для зондирования позиций внешних сил.

Интерес США окутать вопрос завесой секретности поддаётся объективному осмыслению. У американской администрации до сих пор нет на руках соглашения о безопасности с кабульским правительством, где бы были прописаны все пункты дальнейшего пребывания ограниченного воинского контингента США в Афганистане. Другой вопрос, что отрицание американцами очевидного было оформлено ими весьма неуклюже. Что ещё может обсуждать командующий CENTCOM в Ташкенте, если не вопросы, так или иначе, связанные с нависшей над США задачей вывода войск из Афганистана и обретения удобного для себя военно-транспортного узла в регионе?!

Узбекский Термез по многим параметрам выступает для американцев выгодной потенциальной диспозицией вблизи от северных границ Афганистана. Самая населённая республика Центральной Азии, имеющая наиболее боеспособные вооружённые силы (в сравнении со своими ближайшими соседями) не является участником военно-политических блоков и не ограничена в своих действиях двусторонними обязательствами с третьими силами. Указанная выше норма Концепции внешнеполитической деятельности Узбекистана не представляется непреодолимым препятствием для планов США вокруг Термеза. Ведь действие этого положения Концепции не привело к автоматическому свёртыванию немецкой миссии на узбекской территории. В конце концов, предыдущая практика кооперации Вашингтона с Бишкеком вокруг базы "Манас" выработала известные варианты преодоления политико-правовых затруднений на этот счёт. Авиабазу не обязательно маркировать в официальных документах в качестве военного объекта. "Логистический центр", "Центр транзитных перевозок" - куда более подходящие наименования для не теряющей от этого своего главного функционального стержня инфраструктуры.

Вопрос с американским интересом к Термезу требует комплексного осмысления, здесь важно отслеживать любые развития в действиях Ташкента и его потенциальных партнёров в регионе. Перед визитом генерала Остина в Узбекистан появились сообщения о выделении американцами Комитету по охране государственной границы Узбекистана оборудования и техники на сумму свыше $6 млн. Вашингтон также предоставил более $12 млн. на "проекты укрепления материально-технического обеспечения правоохранительных и таможенных органов" республики. Не успел командующий CENTCOM покинуть регион (за визитом в Ташкент он посетил и таджикскую столицу), как на узбекских новостных лентах появились сообщения, свидетельствующие о растущем недовольстве местных властей в адрес "нерасторопных" немцев. Узбекистан настойчиво предлагает Федеративной республике увеличить арендную плату за использование термезского аэропорта. В интерпретации узбекских источников, за которой проглядывается позиция официального Ташкента, немецкая сторона затягивает рассмотрение вопроса "под необоснованными предлогами".

Правительство Ангелы Меркель пока не замечено в планах по сворачиванию присутствия в узбекском Термезе. Для правящей "большой коалиции" ХДС/ХСС - СДПГ не совсем ясны перспективы оставления немецкого контингента в афганских Мазари-Шарифе и Кундузе, для снабжения которых все последние 13 лет, собственно, и предназначался опорный пункт в Термезе. Но в случае подписания американцами соглашения по безопасности с новым президентом Афганистана, Берлину придётся, как минимум, "потесниться" в Термезе, предоставив Вашингтону возможность пользования удобной точкой транзита. О выдавливании американцами своего европейского партнёра по НАТО из южного Узбекистана говорить пока не приходится. Но если потребуется всё же надавить на немцев, то в Вашингтоне используют и эту возможность.

Весной 2012 года, когда кабинету Меркель пришлось отстаивать перед другими немецкими политическими силами целесообразность продолжения миссии в Термезе, из Берлина можно было услышать развёрнутую аргументацию. "С момента использования аэродрома в Термезе неоднократно рассматривались альтернативные решения. При этом основными критериями проверки служили такие факторы, как оценка ситуации относительно безопасности на месте, имеющаяся инфраструктура и удалённость от района задействования. На фоне того, что ни одна из рассмотренных авиабаз с учётом оперативных и географических аспектов, а также вопросов безопасности по сумме не соответствовала предъявляемым требованиям, в качестве стратегической авиабазы, по-прежнему, остаётся аэродром в Термезе", - говорилось в докладе правительства Германии. Важно отметить, что оно сопроводило свои выкладки следующим доводом: базирование немецких войск удовлетворяет власти Узбекистана, при том настолько, что они стремились ограничить использование транспортного перевалочного пункта Термез исключительно для самолётов Бундесвера.

За прошедшие с отчёта немецких властей два с половиной года приоритеты Ташкента могли измениться. Тогда ведомый президентом Исламом Каримовым Узбекистан вплотную подошёл к решению приостановить членство республики в ОДКБ. Нахождение же в Термезе немецких, а не американских или, скажем, британских военнослужащих, вселяло в Москву определённую уверенность в отказе Ташкента от резких изменений в своём внешнем курсе. Принятая в сентябре 2012 года внешнеполитическая Концепция Узбекистана подчеркнула его приверженность следовать равноудалённому курсу в отношениях с главными внешними силами в Центральной Азии. Все это время президент Каримов был самым серьёзным образом озабочен деятельностью поднимающего голову в регионе и на сопредельных ему территориях "экстремистского интернационала". Вспомнить хотя бы визит главы Узбекистана в Москву в середине апреля 2013 года. Тогда узбекский лидер продемонстрировал крайнюю обеспокоенность в связи с приближением вывода коалиционных сил из Афганистана. Заявлениями от 15 апреля 2013 года Каримов не просто поставил российскую сторону, а с ней и других своих внешнеполитических партнёров в известность о растущих опасениях с афганского направления. Он буквально "пробил в набат". Алармистские заявления президента республики сводились к констатации "ползучей" экспансии исламского радикализма в Центральной Азии, его проецирования на регион с афганского направления. Развитие ситуации в Афганистане Каримов охарактеризовал как непредсказуемое и предположил вероятность грядущей в этой стране гражданской войны. Близкие к узбекским властям эксперты рефреном отмечали, что "под крылом талибов "греются" организации типа Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Они и будут представлять основную угрозу" (Рафик Сайфулин, политолог, бывший советник президента Узбекистана).

Сложно судить, было ли руководство Узбекистана весной 2013 года полностью удовлетворено предложением российских партнёров углубить связи по линии спецслужб для совместного отслеживания угроз и вызовов Центральной Азии с афганского и других возможных направлений. Но в действиях лидера республики проявилось стремление добиться более продвинутых договорённостей с Москвой, вплоть до двусторонних гарантий безопасности и оказания взаимопомощи в случае возникновения в центральноазиатском регионе кризисных ситуаций. Другой вопрос, что попытки Ташкента склонить Москву к подобному союзническому формату отношений в военно-политической сфере явно диссонировали с принятым ранее решением о приостановлении членства республики в ОДКБ (официально с декабря 2012 года).

Представляется очевидным, что узбекские власти продолжают выстраивать с основными внешними партнёрами сбалансированные отношения. Напрашивающееся решение предоставить базу Термез в исключительное (или совместное с немцами) пользование американцам находится именно в этом ряду внешнеполитического целеполагания узбекской стороны. Растущая конфронтация Москвы с западными столицами, далеко не очевидные перспективы отношений США с Китаем сулят Ташкенту свои внешнеполитические дивиденды. Роль республики в мало скрываемых планах американцев расшатать позиции России в Центральной Азии значительно возросла. Запад сигнализирует политической элите Узбекистана о своей готовности принять республику "такой, какая она есть", но с условием лояльности евроатлантистам.

В ходе последовавшего за Ташкентом вояжа генерала Остина в Душанбе, как следует из сводок новостных телетайпов, командующий CENTCOM расширил рамки консультаций с таджикскими партнёрами до предложения содействия США в реализации региональных экономических и инфраструктурных проектов. Если подобное американцы позволяют себе в отношениях с союзником России по ОДКБ, на территории которого дислоцированы российские военные объекты, то можно предположить, что они наобещали в Ташкенте. Помимо этого, режут слух реляции армейского чина о "региональных экономических и инфраструктурных проектах". Что это - превышение генералом Остиным своих полномочий или демонстрация системности повестки отношений американцев с республиками региона, в которой вопросы военного свойства тесно переплетены с политической и экономической тематикой? Думается, всё же последнее. Американцы дорого дадут за получение в своё распоряжение "логистического центра" в Термезе, откуда удобно не только тыловое обеспечение войск в Афганистане, но и, к примеру, радиоэлектронное "просвечивание" всей Центральной Азии, а также части территории Китая и России. А предлагаемое содействие в региональных экономических и инфраструктурных проектах - информационная завеса над военными планами США в южной оконечности Центральной Азии.

Михаил Агаджанян - обозреватель ИА REGNUM