Претенденты на губернаторские посты вышли на финишную прямую. Выборы высшего должностного лица субъекта федерации в Сибирском федеральном округе 14 сентября состоятся в Новосибирской области, Республике Алтай, в Алтайском и Красноярском краях, но уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги третьего цикла губернаторских выборов, говорится в докладе руководителя Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константина Антонова, который имеется в распоряжении ИА REGNUM.

Легитимность, конкурентность, открытость - основные признаки, по которым можно судить о демократичности выборов и самой региональной власти. В Липецкой и Новгородской областях, например, врио губернаторов "включили" административный ресурс из-за чего коммунисты не смогли зарегистрировать своих кандидатов. Поначалу в Республике Алтай и в Алтайском крае оппозиция также упрекала действующую власть, однако оппозиционные кандидаты все же были зарегистрированы, пишет Антонов. Перед региональной властью встал вопрос: или подвергнуть сомнению результаты голосования, когда кандидат становится руководителем региона на фоне отсутствия ирреальных соперников, или гарантировать избирателю реальные альтернативы. В первом случае кандидат с помощью административного ресурса получал кресло руководителя региона, но одновременно ставил бы под сомнение легитимность самого института власти, что негативно отразилось бы в дальнейшем на положении дел в регионе. Во втором случае, отказавшись от фантома "сокрушительной победы", он получал бы в случае избрания безусловную поддержку как со стороны своих сторонников, так и оппонентов, у которых исчезали бы основания обвинять его в нечестной игре "в одни ворота".

Речь в этом случае идёт уже не о победе на выборах, а о дальнейшей политической конструкции в регионе, когда слабая власть, которую упрекают в нелегитимности, существенно ограничивала бы себя в выборе управленческих стратегий, отмечает эксперт. Особенность нынешней политической ситуации в регионах такова, что любой избранный губернатор будет обязан проводить политику согласования интересов элит, различных групп населения, достижения консенсуса. Открытые конфликты, противостояния - свидетельства слабости управленческих стратегий, что будет подрывать усилия управленческой команды при реализации властных полномочий. В конечном итоге, все это скажется на социально-экономическом состоянии региона.

В конечном итоге, в Алтайском крае был зарегистрирован коммунист Сергей Юрченко, которому "Единая Россия" помогла пройти муниципальный фильтр, а в Республике Алтай - Владимир Петров, баллотирующийся от партии "Гражданская сила". Именно они составят реальную конкуренцию действующим врио регионов. Понятно, что в случае победы "кандидатов власти" она не будет "оглушительной", но от этого не станет менее весомой. Прочность института власти в регионе будет поддерживаться признанием победы, одержанной в честной и конкурентной борьбе.

Открытость и конкурентность выборов могут преподнести "неприятные" сюрпризы, например, необходимость проведения второго тура. Однако второй тур - это демократическая процедура, и победа "со второго раза" нисколько не снижает легитимности избранного губернатора. Анализируя ситуацию и электоральные предпочтения в регионах, можно предположить, что второй тур возможен в Республике Алтай и в Красноярском крае. Оппонент нынешнего врио республики Александра Бердникова Владимир Петров - очень опытный политик, с весьма "крепким" бэкграундом. Это известный в республике человек, пользующийся поддержкой значительной части населения. В Красноярском крае основную конкуренцию Виктору Толоконскому составит Иван Серебряков, выдвинутый партией "Патриоты России". Для обоих регионов характерно то, что "главные" оппоненты выдвинуты не парламентскими партиями, что также является особенностью третьего цикла губернаторских выборов. Но в Красноярске играет свою роль и фактор поддержки оппозиционного кандидата со стороны влиятельного предпринимателя Анатолия Быкова. Партия добилась внушительных результатов на выборах в горсовет Красноярска и теперь хочет бороться за губернаторское кресло.

В Новосибирской области и в Алтайском крае выборы, скорее всего, будут референдумными, когда победитель уже понятен. Однако и здесь ситуация существенно различается. Если в Алтайском крае Александр Карлин имеет все шансы одержать верх в открытой и конкурентной борьбе над своим реальным и весьма серьёзным соперником - лидером местных коммунистов Сергеем Юрченко, то в Новосибирской области конкурентами Владимира Городецкого стали Анатолий Кубанов (Справедливая Россия) и Дмитрий Савельев (ЛДПР). Оба этих политика на прошедших в апреле выборах мэра Новосибирска не набрали и по три процента голосов.

Однако нет оснований утверждать, что Городецкий использовал административный ресурс для того, чтобы не допустить реальных соперников к предвыборной гонки. Один из основных его оппонентов, который мог бы побороться за губернаторское кресло Анатолий Локоть, уже при месте - в апреле он был избран мэром Новосибирска. Другой - Иван Стариков предпринял усилия, но не набрал необходимого количества голосов муниципальных депутатов.

Стариков продемонстрировал, что оппозиционный кандидат вполне способен преодолеет муниципальный фильтр и набрать необходимое число голосов. Но это только в том случае, когда субъект федерации принимает решение о разумном количественном барьере. В Новосибирской области этот порог оптимален. Из его голосов "вычли" всего несколько - муниципальные депутаты дали "добро" сразу двоим кандидатам, что запрещено законом. То, что муниципальный фильтр не является препятствием, продемонстрировал Иван Серебряков в Красноярске. За ним стоит мощная партийная структура, обеспечившая себе фракцию в горсовете. Получается, что при планомерной, регулярной политической деятельности партия любая партия способна обеспечить своему кандидату прохождение муниципального фильтра.

Фильтр, кроме того, отсекает от участия в выборах людей случайных, маргинальных, способствует консолидации элитных групп, формированию прочных альянсов, устойчивых отношений среди различных групп местных элит, отмечает в своём докладе Константин Антонов. Это значительно поднимает статус органов местного самоуправления, с которыми теперь придётся считаться высшему должностному лицу субъекта федерации, наделяет низовые органы управления реальной властью. Таким образом, фильтр стимулирует политические партии к систематической работе на территории муниципальных образований, формированию коалиций, что ведёт к повышению стабильности и эффективности всей политической системы. К тому же это наиболее эффективный и действенный способ борьбы против административного ресурса.

Другое дело - величина фильтра и процедура его прохождения. Если отменить правило "один депутат - один голос", то есть вероятность, что голосами начнут приторговывать, да сам смысл такого фильтра потеряется. А вот усилить ответственность депутатов, если отдал два голоса, зная, что нарушаешь закон, - неси за это ответственность.

Совершенно необоснованно увеличивается депутатский порог. Если в Новосибирской области это 5% от числа депутатов (кандидат должен набрать 297 подписей), то в Алтайском крае - 540 подписей, из которых 136 должны составлять подписи депутатов городского и районного уровня.

Остаётся вопрос и по поводу пропорции сбора подписей, но нельзя допустить, чтобы фильтр работал только за счёт депутатов крупных поселений. Думаю, что после дня голосования в обществе будет исследован опыт этой кампании и будут приняты совместные решения. Но, какими бы они ни были, главное - обеспечить открытость, конкурентность выборов, в противном случае, их проведение теряют всякий смысл. Губернатор, который боится критики, обнаружения скелетов в шкафу, в дальнейшем обрекает себя на конфликты и снижение эффективности власти. Ведь "скелеты" после дня голосования назад в шкаф не спрячешь, запретив обсуждать проблемы, их не решишь. Совершенно недопустимо таким образом отстранять активных граждан от участия в выработке и реализации управленческих решений.

Любой, кто бы ни одержал победу на выборах 14 сентября, должен понимать, что в сложно дифференцированном обществе монологические стратегии не работают. Нужно договариваться, идти на компромиссы, вступать в коалиции, учитывать интересы различных групп населения. Именно публичная политика, а не традиционные неформальные внутриэлитные договорённости, привлечение активной части населения к участию в управлении территорий, формирование экспертного сообщества и институциализация его участия в разработке и реализации решений, использование других демократических процедур могут стать залогом устойчивого развития регионов.

Надо понимать, что нынешние губернаторские выборы - это ещё и своеобразный смотр позиций накануне муниципальных и региональных выборов. Низкий уровень легитимности, несомненно, отразится на будущих результатах "команды" избранного губернатора. А допущенные им нарушения демократических процедур сейчас резко снизят степень доверия поддерживаемым им кандидатам. Для партий, которые принимают участие в нынешних выборах, прямое или в составе коалиций, это возможность заявить о себе, наладить контакты с массами населения, сформировать партийные структуры на местах, в конце концов, убедить людей в преимуществах своей программы. Особенно это касается "новых" партий, некоторые из которых уже громко заявили о себе. Например, - "Патриоты России", которые составляют реальную конкуренцию традиционным "патриотическим" партиям, либеральные партии "Гражданская платформа" и "Гражданская инициатива", выдвинувшие своих кандидатов в ряде регионов.