Эксперт оценил промежуточные итоги губернаторских выборов в Сибири
Красноярский край, 21 августа, 2014, 20:29 — ИА Регнум. Претенденты на губернаторские посты вышли на финишную прямую. Выборы высшего должностного лица субъекта федерации в Сибирском федеральном округе 14 сентября состоятся в Новосибирской области, Республике Алтай, в Алтайском и Красноярском краях, но уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги третьего цикла губернаторских выборов, говорится в докладе руководителя Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества
Легитимность, конкурентность, открытость - основные признаки, по которым можно судить о демократичности выборов и самой региональной власти. В Липецкой и Новгородской областях, например, врио губернаторов "включили" административный ресурс из-за чего коммунисты не смогли зарегистрировать своих кандидатов. Поначалу в Республике Алтай и в Алтайском крае оппозиция также упрекала действующую власть, однако оппозиционные кандидаты все же были зарегистрированы, пишет Антонов. Перед региональной властью встал вопрос: или подвергнуть сомнению результаты голосования, когда кандидат становится руководителем региона на фоне отсутствия ирреальных соперников, или гарантировать избирателю реальные альтернативы. В первом случае кандидат с помощью административного ресурса получал кресло руководителя региона, но одновременно ставил бы под сомнение легитимность самого института власти, что негативно отразилось бы в дальнейшем на положении дел в регионе. Во втором случае, отказавшись от фантома "сокрушительной победы", он получал бы в случае избрания безусловную поддержку как со стороны своих сторонников, так и оппонентов, у которых исчезали бы основания обвинять его в нечестной игре "в одни ворота".
Речь в этом случае идёт уже не о победе на выборах, а о дальнейшей политической конструкции в регионе, когда слабая власть, которую упрекают в нелегитимности, существенно ограничивала бы себя в выборе управленческих стратегий, отмечает эксперт. Особенность нынешней политической ситуации в регионах такова, что любой избранный губернатор будет обязан проводить политику согласования интересов элит, различных групп населения, достижения консенсуса. Открытые конфликты, противостояния - свидетельства слабости управленческих стратегий, что будет подрывать усилия управленческой команды при реализации властных полномочий. В конечном итоге, все это скажется на социально-экономическом состоянии региона.
В конечном итоге, в Алтайском крае был зарегистрирован коммунист
Открытость и конкурентность выборов могут преподнести "неприятные" сюрпризы, например, необходимость проведения второго тура. Однако второй тур - это демократическая процедура, и победа "со второго раза" нисколько не снижает легитимности избранного губернатора. Анализируя ситуацию и электоральные предпочтения в регионах, можно предположить, что второй тур возможен в Республике Алтай и в Красноярском крае. Оппонент нынешнего врио республики
В Новосибирской области и в Алтайском крае выборы, скорее всего, будут референдумными, когда победитель уже понятен. Однако и здесь ситуация существенно различается. Если в Алтайском крае
Однако нет оснований утверждать, что Городецкий использовал административный ресурс для того, чтобы не допустить реальных соперников к предвыборной гонки. Один из основных его оппонентов, который мог бы побороться за губернаторское кресло
Стариков продемонстрировал, что оппозиционный кандидат вполне способен преодолеет муниципальный фильтр и набрать необходимое число голосов. Но это только в том случае, когда субъект федерации принимает решение о разумном количественном барьере. В Новосибирской области этот порог оптимален. Из его голосов "вычли" всего несколько - муниципальные депутаты дали "добро" сразу двоим кандидатам, что запрещено законом. То, что муниципальный фильтр не является препятствием, продемонстрировал Иван Серебряков в Красноярске. За ним стоит мощная партийная структура, обеспечившая себе фракцию в горсовете. Получается, что при планомерной, регулярной политической деятельности партия любая партия способна обеспечить своему кандидату прохождение муниципального фильтра.
Фильтр, кроме того, отсекает от участия в выборах людей случайных, маргинальных, способствует консолидации элитных групп, формированию прочных альянсов, устойчивых отношений среди различных групп местных элит, отмечает в своём докладе Константин Антонов. Это значительно поднимает статус органов местного самоуправления, с которыми теперь придётся считаться высшему должностному лицу субъекта федерации, наделяет низовые органы управления реальной властью. Таким образом, фильтр стимулирует политические партии к систематической работе на территории муниципальных образований, формированию коалиций, что ведёт к повышению стабильности и эффективности всей политической системы. К тому же это наиболее эффективный и действенный способ борьбы против административного ресурса.
Другое дело - величина фильтра и процедура его прохождения. Если отменить правило "один депутат - один голос", то есть вероятность, что голосами начнут приторговывать, да сам смысл такого фильтра потеряется. А вот усилить ответственность депутатов, если отдал два голоса, зная, что нарушаешь закон, - неси за это ответственность.
Совершенно необоснованно увеличивается депутатский порог. Если в Новосибирской области это 5% от числа депутатов (кандидат должен набрать 297 подписей), то в Алтайском крае - 540 подписей, из которых 136 должны составлять подписи депутатов городского и районного уровня.
Остаётся вопрос и по поводу пропорции сбора подписей, но нельзя допустить, чтобы фильтр работал только за счёт депутатов крупных поселений. Думаю, что после дня голосования в обществе будет исследован опыт этой кампании и будут приняты совместные решения. Но, какими бы они ни были, главное - обеспечить открытость, конкурентность выборов, в противном случае, их проведение теряют всякий смысл. Губернатор, который боится критики, обнаружения скелетов в шкафу, в дальнейшем обрекает себя на конфликты и снижение эффективности власти. Ведь "скелеты" после дня голосования назад в шкаф не спрячешь, запретив обсуждать проблемы, их не решишь. Совершенно недопустимо таким образом отстранять активных граждан от участия в выработке и реализации управленческих решений.
Любой, кто бы ни одержал победу на выборах 14 сентября, должен понимать, что в сложно дифференцированном обществе монологические стратегии не работают. Нужно договариваться, идти на компромиссы, вступать в коалиции, учитывать интересы различных групп населения. Именно публичная политика, а не традиционные неформальные внутриэлитные договорённости, привлечение активной части населения к участию в управлении территорий, формирование экспертного сообщества и институциализация его участия в разработке и реализации решений, использование других демократических процедур могут стать залогом устойчивого развития регионов.
Надо понимать, что нынешние губернаторские выборы - это ещё и своеобразный смотр позиций накануне муниципальных и региональных выборов. Низкий уровень легитимности, несомненно, отразится на будущих результатах "команды" избранного губернатора. А допущенные им нарушения демократических процедур сейчас резко снизят степень доверия поддерживаемым им кандидатам. Для партий, которые принимают участие в нынешних выборах, прямое или в составе коалиций, это возможность заявить о себе, наладить контакты с массами населения, сформировать партийные структуры на местах, в конце концов, убедить людей в преимуществах своей программы. Особенно это касается "новых" партий, некоторые из которых уже громко заявили о себе. Например, - "Патриоты России", которые составляют реальную конкуренцию традиционным "патриотическим" партиям, либеральные партии "Гражданская платформа" и "Гражданская инициатива", выдвинувшие своих кандидатов в ряде регионов.