В Петербурге, 14 сентября, вместе с выборами в муниципальные советы состоятся также и выборы губернатора. Нельзя сказать, что в городе об этом не знают. Но компания идет так вяло, словно кандидаты не за власть борются, а отбывают тяжелую трудовую повинность. Впрочем, так оно и есть.

Когда месяц назад появилась новость, что главный городской оппозиционер Оксана Дмитриева не будет участвовать в выборах (не смогла пройти «муниципальный фильтр»), стало ясно: московского сценария с участием реального, но не смертельно опасного оппозиционера не будет, выборы пройдут настолько тихо, насколько это будет возможно. Так и происходит.

Помимо действующего градоначальника Георгия Полтавченко, в выборах будут участвовать Ирина Иванова (КПРФ), Константин Сухенко (ЛДПР), Андрей Петров («Родина») и Тахир Бикбаев («Зеленые»). Все они — не первые лица своих партий, и никто из них не пользуется в Петербурге сколько-нибудь заметной известностью, не говоря уже о поддержке. Победить должен Полтавченко как единственное знакомое избирателям лицо и просто как представитель власти: победить уверенно, в первом туре, получив около 60% голосов.

Агитация разрешена кандидатам с минувшей субботы. Но никто не спешит пользоваться этим правом. Единственный вид плакатов, которых в городе много — информационные билборды, сообщающие о том, что будут выборы. При этом крупным шрифтом там написан слоган («Петербург — наш город» или «Петербург — город верных решений»), а чтобы узнать, когда и какие выборы состоятся, нужно смотреть очень внимательно.

Ни одного агитационного плаката от кандидатов в городе никто не видел. Некоторые потенциальные губернаторы, например кандидат от ЛДПР Константин Сухенко, говорят, что спешить некуда: можно повесить плакаты за пару недель до выборов.

Ничего не слышно и про встречи кандидатов с избирателями. Агитация в СМИ тоже разрешена и ею тоже никто не пользуется. В штабе Георгия Полтавченко рассказали, что свою рекламу будут печатать в газете бесплатных объявлений «Из рук в руки». Выбор очень симптоматичный. Стоит ли добавлять, что не состоялось и не назначено ни одной пресс-конференции?

Некоторым прорывом стало согласие действующего губернатора участвовать в предвыборных дебатах. Но что такое предвыборные дебаты-2014 по-петербургски? Нет, это не то, о чем вы подумали. Никаких поединков один на один в прайм-тайм, никаких призывов и разоблачений. Все тише, спокойнее, «интеллигентнее».

По взаимному согласию кандидатов дебаты пройдут не в формате «один на один», а в формате «все сразу». Во-вторых, потенциальные градоначальники будут не спорить, а просто по очереди высказываться по конкретным вопросам. В-третьих, эти дебаты за весь месяц агитации состоятся 2 (два) раза. В-четвертых, показывать по телевизору их будут в 9 часов утра, чтобы точно никто не увидел.

Больших скандалов предвыборная кампания не приносит. Нет, были события, которые могли бы вызвать скандал. Но они были такими ожидаемыми и происходили так выморочно, что избиратель мог почувствовать разве что скуку смертную, но никак не раздражение.

Оксану Дмитриеву сняли с выборов? Никто и не ожидал другого. Тем более что формально все по закону: не собрала необходимого числа подписей — до свидания. Кандидатов в муниципальные депутаты не регистрируют, и они доказывают незаконность этого через суд? Тоже неинтересно. Незаконная (по мнению оппозиционеров) мелкая агитация за Полтавченко в трудовых коллективах бюджетников? Нашли чем удивить.

Способов борьбы с этим сонным царством оппозиция так и не придумала. Выдвинуть единого кандидата она не смогла — сказались и внутренние дрязги, и неверие в свои силы, и действия Смольного по разобщению оппонентов. Объединяться вокруг кого-то из зарегистрированных кандидатов — идея заведомо нелепая. «Справедливая Россия», «Яблоко», «Гражданская платформа» и «Партия прогресса» предлагают портить бюллетени. Но в городе не так много людей, политизированных настолько, чтобы идти в теплое воскресенье на избирательные участки с такой странной целью.

Реальные процессы идут на другом уровне. По словам политологов, Смольный не борется за симпатии граждан, а мобилизует глав бюджетных учреждений и крупных госкомпаний. Они должны обеспечить участие своих работников в выборах. При низкой явке больше ничего для победы действующей власти делать не нужно. По интернету ходят фотографии бумаг, которые раздают сотрудникам районных администраций: анкета «почему я пойду голосовать на выборах» с пятью вариантами ответа и уже заполненной графой, за кого именно предполагается голосовать. Чтобы никто не дай Бог не ошибся.

Горизбирком тем временем в бодро-позитивном стиле рапортует о том, что к выборам все готово. К 1 сентября напечатают комиксы об избирательной системе России. То ли забота о будущих избирателях, то ли отношение к сегодняшним избирателям как к детям. Столько-то миллионов потратят на установку и работу камер и прозрачных урн. Никаких проблем с формальной точки зрения: честные выборы.

Не допустили основного оппозиционера? Ну так она подписи не собрала, требования закона не выполнила. На муниципальных депутатов оказывали давление, чтобы они не подписывались за Дмитриеву? Ну, это домыслы оппозиции, мы (избирком) ко всему этому никакого отношения не имеем.

В общем, кандидаты в губернаторы Петербурга и в самом деле отбывают тяжелую трудовую повинность. Георгий Полтавченко не борется за симпатии избирателей — он просто должен сохранить status-quo, совершив минимальное число телодвижений. Остальные кандидаты не борются за власть, а стремятся получить свои законные 5-7% голосов. Заодно они повысят свой внутрипартийный рейтинг, а некоторых, говорят, даже позовут работать в Смольный. Так что от спарринг-кандидатов тоже требуется как можно меньше действий. Утешает кандидатов только одно: до 14 сентября осталось уже меньше месяца.