«Меркель на Украине. Трудная поездка Ангелы Меркель», — такой заголовок к событию дало германское издание Frankfurter Rundschau. «Усилия Меркель должны помочь стабилизировать руководство на Украине в чрезвычайно опасной ситуации», — вторит другое влиятельное германское издание — Süddeutsche Zeitung. «Визит имеет большое значение. Руководство в Киеве нуждается в любой помощи для затягивания времени, когда оно борется на востоке против распада своего государства… Мы должны не только защищать украинскую демократию и верховную власть от Путина, но, как бы грустным и странным это не показалось, защищать Украину от самой себя», — констатировало германское издание Frankfurter Rundschau.

23 августа 2014 года состоялся однодневный рабочий визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Киев. По исторической иронии он совпал с 75-й годовщиной пакта Риббентроп-Молотов. Напомним, что 31 июля 2014 года британское издание Independent сообщило читателям о существовании «тайного плана Меркель-Путин» по урегулированию конфликта на Украине. План якобы предусматривает отказ Киева от попыток вернуть аннексированный Россией Крым, предполагает принятие Киевом идеи федерализации Украины для предоставления автономии юго-востоку Украины. Россия, в свою очередь, должна принять глубокую ассоциацию Украины с ЕС, а также договориться с Киевом об урегулировании газового спора, включая поставки, долги и гарантии транзита. Очевидно, что при подобных условиях «тайный план» предполагает раздел формально суверенной Украины на зоны европейского (в скобках читаем: германского) и российского влияния путем двустороннего компромисса за счет Украины.

Накануне визита Меркель в Киев по инициативе германской стороны состоялся ее телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, обсуждались меры для мирного урегулирования на Украине. Отметим, что приглашение Петра Порошенко Меркель приняла не сразу. Еще в начале этой недели официальный представитель главы правительства Германии отказывался подтвердить сроки поездки Меркель на Украину. Накануне визита с Порошенко шли предварительные активные консультации и не только по линии Киев — Берлин, но и Киев — Москва. В украинских СМИ появилась информация, что президентскую администрацию на Банковой в Киеве, по крайней мере, дважды по ночам посещал посол РФ на Украине Михаил Зурабов.

В дипломатических кругах Германии отметили, что Меркель приезжала в Киев с двумя целями: в первую очередь, поддержать Украину, а также призвать Порошенко быть открытым для мирных предложений во время предстоящей на этой неделе встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в столице Белоруссии Минске. Наблюдатели отметили, что переговоры Ангелы Меркель с президентом Украины Петром Порошенко в Киеве продлились чуть дольше запланированного протоколом визита срока, и Порошенко не чувствовал себя после них уверенно на совместной пресс-конференции с германским канцлером.

Проблема урегулирования военного конфликта на Украине прямо связана с отказом от выдвинутого в начале июня этого года т. н. «мирного плана Порошенко», который предполагал почетную сдачу повстанцев на Донбассе. Отметим сразу то важное обстоятельство, что на состоявшейся пресс-конференции «мирный план Порошенко» вовсе не упоминался. Между тем, «План, как достичь мира и сотрудничества между двумя странами, готов. Теперь должны последовать действия», — сказала Меркель на брифинге в субботу 23 августа. Очевидно, речь в данном случае идет не о «плане Порошенко», а о каком-то другом — новом плане мирного урегулирования.

Киев имел прямой интерес к визиту Меркель. Украина хотела бы получить техническую и военную помощь от Германии «в борьбе с терроризмом», т. е. с восстанием на Донбассе. При этом на поверхности лежит ситуация с Ираком. Киев хотел бы, чтобы была задействована именно иракская модель прямой военной помощи. Об этом накануне визита открыто говорил министр иностранных дел Украины Петр Климкин. С 1 сентября 2014 года Бундестаг будет обсуждать запланированные федеральным правительством «продажи» оружия курдам в северном Ираке. Что касается Киева, то в отношении Украины техническая и военная помощь Германии не актуальна, полагают в Берлине. Таким образом, главное пожелание правящего в Киеве режима было отставлено с порога визита Меркель.

Накануне поездки в Киев германский канцлер высказалась за дипломатическое решение военного конфликта на Донбассе. «Порошенко должен осознать, что при всем понимании его действий, военного решения на востоке Украины не существует. Он не может победить с помощью оружия. Путин этого не допустит», — эти слова неназванного высокопоставленного представителя правительства Германии опубликовало агентство Reuters накануне визита Меркель на Украину. В Берлине считают, что конфликт на востоке Украины не имеет чисто военного решения. Об этом Меркель накануне поездки в Киев сказала в интервью изданию Freien Presse. Означенное положение она повторила и после визита. «Германия не хочет провоцировать новую политическую беду, потому что она очень хорошо выучила свою историю», — заявила глава германского правительства в Киеве. В Германии опасаются, что в случае дальнейшей эскалации события могут принять неуправляемый характер и перейти в стадию уже открытого военного конфликта между Россией и Украиной. Итак, мирный компромисс в конфликте на Украине нужен, он просто необходим. Но на каких условиях?

В Киеве Ангела Меркель подтвердила, что Германия не признает присоединение Крыма к России. Однако «непризнание», по мысли Берлина, не должно вести к углублению конфликта. «Справедливое решение проблемы Крыма» для Украины выводится в отдаленную временную перспективу.

Следующий важный момент. Накануне визита Меркель в Киев вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль (СДПГ) в интервью Welt am Sonntag публично высказался в пользу «разумной концепции федерализации» Украины. За «разумное» решение проблемы выступает и Меркель. В Киеве Меркель уточнила, что в украинских условиях федерализация была бы ошибкой. «Германия поддерживает то, что на Украине называется децентрализацией и к чему стремится украинский президент», — заявила Меркель в Киеве. «Децентрализация» — часть мирного плана Порошенко. Однако в этом вопросе Меркель была уклончива. «Когда мы говорим о федерализации, то речь идет о немецком типе федерации. Мы понимаем, что на Украине это называют децентрализацией, и это — именно то, чего хочет президент Порошенко, и мы это поддерживаем», — сказала она. Таким образом, децентрализация — это все-таки федерация, по форме близкая к немецкому образцу. Не будем забывать то обстоятельство, что форма федерации после войны была навязана западными союзниками Германии для возможного блокирования в перспективе ее политических возможностей — тех возможностей, которые она демонстрировала посредством образцовой прусской централизации. Более радикальное решение тогда выдвигал британский премьер Уинстон Черчилль, когда предлагал разделить Германию на несколько государств. Федерализация была призвана сдержать националистические амбиции Германии. Очевидно, что в случае с Украиной этот проект служит аналогичной политической цели. Федерализация призвана сдержать радикальный украинский национализм.

Следующий пункт «плана Порошенко» — контроль над российско-украинской границей. Меркель также полагает, что мирный процесс на Украине невозможен при отсутствии контроля над российско-украинской границей. Задача минской встречи, по замыслу Берлина, сводится к достижению договоренности о временном прекращении огня с обеих сторон с тем, чтобы по возможности запустить переговорный процесс по мирному урегулированию, но так, чтобы повстанцы не смогли воспользоваться периодом затишья для перегруппировки своих сил и пополнения арсеналов оружия. Для этого предполагается перекрыть границу российским согласием и гарантировать контроль посредством миссии ОБСЕ и дополнительно с использованием технических средств, таких, как БПЛА. Речи о возвращении украинских пограничников на неконтролируемый сейчас ими участок границы, как это предполагалось по «мирному плану» Порошенко, в настоящий момент не идет.

Германский вице-канцлер и по совместительству министр экономики Габриэль полагает, что сохранить территориальную целостность Украины удастся лишь в ситуации, если регионам с большинством русскоязычного населения будет сделано «выгодное предложение». Об этом он сказал в упомянутом уже интервью Welt am Sontag. В Киеве канцлер Германии Меркель пообещала Порошенко, что Украина получит от Германии полмиллиарда евро на восстановление разрушенной в ходе гражданской войны инфраструктуры на Донбассе. Заметим, что это не прямая финансовая помощь Германии, а «гарантийный механизм», который должен способствовать притоку частных инвестиций для восстановления инфраструктуры Донбасса. Таким образом, новый «план Маршалла» — «план Меркель» (так его громко назвали в Киеве) на поверку — это и есть то самое «выгодное предложение», та «конфетка» от Габриэля, от которой «бизнес-кругам» Донбасса будет трудно отказаться. Алчность должна преодолеть доблесть, а злато победить булат. Именно «бизнес-кругам» отводится важная роль в стабилизации ситуации, оттеснении на второй план военных радикалов и переходе от военного противостояния в мирное русло.

Правящий режим в Киеве настоятельно нуждается в экономической и финансовой помощи. По заявлению президента Украины и его министра иностранных дел, Украина нуждается в аналоге «плана Маршалла» для поднятия ее экономики, но это, заметим мы, абсолютно нереальное пожелание. «Конкретных решений в этом вопросе не существует», — дипломатично высказался на этот счет германский Spiegel. «План Маршалла» для Украины в нынешних экономических и финансовых условиях — это из разряда последнего предложения Меркель в Киеве о приеме в германские госпитали за счет немецкой стороны 20 тяжелораненых украинских военных. И это тогда, когда счет раненных в зоне АТО пошел на тысячи. Или из темы выделения Германией €20 млн на строительство жилья для беженцев. И это тогда, когда их число приблизилось к полумиллиону и еще будет расти.

Если «план Маршалла» для Украины — это журавль в небе, то синицу в руке держит МВФ. Реальным в этом деле является другое — получение Украиной очередного транша от этой организации. Сейчас Украина срочно нуждается в достижении соглашения с МВФ о получении очередного транша кредита для текущего финансирования. Без него стране грозит дефолт. Переговоры Украины с МВФ откроются 29 августа. Очевидно, что для создания выгодной обстановки для получения транша Порошенко может пойти на соглашение о безусловном прекращении огня на Донбассе. В этом пункте нынешнее киевское руководство срочно нуждается в перемирии.

Вторым значимым фактором, понуждающим Киев к прекращению огня, становится наметившееся поражение АТО в битве за Донецк и Луганск. Очевидно, что план военной победы Киева к последней декаде августа полностью провалился. Силы АТО срочно нуждаются в передышке, перегруппировке и во вводе в свои ряды новой волны мобилизации. Означенное обстоятельство может понудить Порошенко к прекращению огня и перемирию.

После визита в интервью общественному телеканалу ARD в воскресенье, 24 августа, Ангела Меркель предостерегла от завышенных ожиданий от встречи президентов России и Украины, которая состоится 26 августа в Минске. Меркель приветствовала намеченные двусторонние переговоры на высшем уровне, однако отметила, что они «определенно, еще не станут прорывом». Ранее в Киеве Меркель предупредила Москву: «Если не будет достигнут прогресс [в решении украинского кризиса], мы не исключаем введение дальнейших санкций», правда, позднее добавив весьма существенное: «на данный момент никаких дальнейших санкций не будет». В этом пункте Меркель демонстрирует отсутствие солидарности с Вашингтоном, призвавшем Запад после «прорыва» на Луганск российского гуманитарного конвоя к введению новых санкций против России. Очевидно, что теперь решение Киева о перемирии зависит от США, и весьма, вероятно, что Вашингтон согласится на перемирие в расчете на его временный характер для дальнейшей эскалации конфликта. В этом отношении демонстрация военных возможностей повстанческого ополчения приобретает решающий характер для того, чтобы сделать возможное временное перемирие постоянным. Военный фактор по-прежнему сохраняет решающее значение для достижения мира в Новороссии.

Европейская редакция ИА REGNUM