Фон встречи в Минске оказался более знаковым, чем сами переговоры, считает руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM, комментируя переговоры президентов Евразийского союза с Петром Порошенко с участием представителей Еврокомиссии 26 августа.

«Прежде всего, Петр Порошенко объявил о роспуске Верховной Рады непосредственно перед визитом в Минск, тем самым дав понять всем внешним игрокам, что на серьезные переговоры по ситуации вокруг Донецка и Луганска сейчас не пойдет. Любые переговоры предполагают уступки, тем более, после контрнаступления ополченцев. Но уступки ЛНР и ДНР в ходе предвыборной кампании были бы практически политическим самоубийством для Порошенко», — отметил эксперт.

Еще один сигнал Киева Москве о том, что переговоров по Донбассу в Минске и не планировалось — заявление СБУ о «задержании группы российских десантников» под Донецком, подчеркнул Нейжмаков. Он уверен, если бы Киев был настроен на данные переговоры, подобная тема вряд ли была бы поднята украинскими спецслужбами до Минска. На этом фоне вполне понятно, почему Петр Порошенко просто ограничился напоминанием о своем мирном плане, не выдвинув публично никаких новых инициатив.

"Больше надежд с самого начала возлагалось на экономическую составляющую диалога в Минске. И определенный фундамент для таких переговоров, вроде бы, был заложен. Владимир Путин очень благожелательно отозвался об экономической роли Украины, заявив, что она «является неотъемлемой составной частью крупнейшего в мире хозяйственного комплекса, то есть СНГ, напомнил об „уникальных производственных цепочках“, совместно созданных производителями двух стран и доле российского капитала в банковской системе Украины. Петр Порошенко также подтвердил, что у трехстороннего экономического диалога Украина-ЕС-Россия „есть большой потенциал“. Тем не менее, опять же накануне данных переговоров, „Нафтогаз Украины“ вернул „Газпрому“ перечисленные последним средства за транзит газа, тем самым вновь отвергнув предложенную российской компанией цену за голубое топливо», — подчеркнул политолог.

Вместе с тем, по его словам, выигрышным для России является сам формат переговоров. Москва оказалась не один на один с Киевом, а вместе с партнерами по евразийским проектам — Белоруссией и Казахстаном. «Но и здесь не все так просто. За несколько дней до встречи, 21 августа 2014 года, стало известно, что Белоруссия и Украина отменили все ограничения по взаимной торговле. Такой шаг еще раз продемонстрировал тесные экономические связи этих стран, а значит, и все сложности по привлечению Минска к любым планам Москвы по оказанию экономического давления на Киев», — добавил Михаил Нейжмаков.

Таким образом, три основных сигнала, пришедших накануне встречи в Минске от официального Киева, говорят о том, что Киев занял жесткую позицию и не готов к уступкам, полагает эксперт: «По крайней мере, публично. Обстоятельства, скорее всего, будут подталкивать украинскую сторону к закрытым переговорам с Москвой, но результаты такого диалога все равно будут озвучены не раньше завершения выборов в Верховную Раду. Россия доказала, что может находить поддержку у партнеров по „евразийской тройке“. Однако любые конкретные шаги по совместному давлению на Киев силами всего ЕАЭС потребуют от Москвы серьезных дипломатических усилий».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, встреча глав Таможенного союза с президентом Украины и представителями ЕС в Минске состоялась 26 августа. Добавим, что на данный момент Владимир Путин по прежнему продолжает переговоры с Петром Порошенко.