Рассматривать поставки для армии НАТО как спасение для пострадавшей от российских санкций продовольственной отрасли Латвии не имеет смысла. Такое мнение в беседе с порталом freecity.lv высказал глава Латвийской ассоциации журналистов, известный публицист Юрис Пайдерс.

«Количество солдат НАТО остается прежним, а значит, и продуктов они потребляют то же количество, что и раньше, и в новых поставщиках не нуждаются. Латвийские предприниматели и раньше могли участвовать в объявляемых НАТО конкурсах, но если у нас не получилось занять там место раньше, то сейчас, для того чтобы перенаправить продукты в этом направлении, нам надо победить в конкурентной борьбе кого-то из прежних поставщиков. Самое важное на данный момент — что российские санкции касаются не только Латвии, но и всего Евросоюза, в том числе Германии, Польши. Те страны, которые раньше торговали продуктами с Россией, сейчас точно так же будут искать новые пути сбыта товаров. Соответственно, конкуренция будет огромной. И какие шансы именно у латвийских производителей заполучить договор о поставках для НАТО»? — сказал Пайдерс.

По мнению политиков, другим способом поддержки продовольственной отрасли является помощь странам Африки, которую оплачивает Евросоюз. Президент Андрис Берзиньш даже призвал дать Латвии, как родине еврокомиссара Андриса Пиебалгса, отвечающего за помощь ЕС странам третьего мира, наладить продовольственные поставки в Африку. Однако и тут особых оснований для оптимизма, по мнению Пайдерса, нет. «Что касается оплаченных ЕС поставок в третьи страны, тут надо рассматривать ситуацию в целом. Российские санкции приносят не только прямые убытки от того, что не отправленный на экспорт товар попадает на внутренний рынок. Для покупателя ситуация может казаться хорошей — снижаются цены, но это дестабилизирует рынок, выбивает основу из-под ног у производителей. Естественно, это касается не только Латвии, но и всего ЕС, дестабилизация грозит рынку всего Евросоюза. Отсюда идея: надо скупить все это и отправить за пределы ЕС, чтобы лишние продукты не расшатывали наш рынок. Понятно, что есть вопрос, куда это отправлять — страны с нормальной экономической ситуацией тоже не обрадуются, если на их рынок вдруг рухнет эта волна продуктов из Европы, снося их продовольственную отрасль. Но есть страны, в которых голод, туда и планируется отправить продукты», — отметил Юрис Пайдерс.

«Сама по себе идея правильная, но выделенные на нее фонды недостаточны. Возможно, будет коррекция бюджета, и тогда объемы финансирования начнут соответствовать объемам лишней продукции. Сможет ли Латвия участвовать в этом? Да, конечно. Но стоит учитывать, что Латвия — не самая пострадавшая страна, и наши мясная и молочная отрасль — тоже не главные пострадавшие. Они хотя бы имеют возможность перерабатывать свою продукцию в долгосрочные продукты: мясо — в консервы, молоко — в сыр или молочный порошок. Самый сильный удар пришелся по некоторым сегментам рынка овощей и фруктов. Например, незрелые нектарины, киви — это скоропортящийся товар, и девать его некуда. И в любом случае получать финансирование от ЕС страны будут пропорционально своим потерям от санкций, а Латвия — не самый крупный экспортер и производитель», — заключил глава Латвийской ассоциации журналистов.

Напомним, в настоящее время латвийские производители продуктов, попавшие под удар российского эмбарго, лихорадочно ищут рынки сбыта.