«Встреча в Минске 26 августа украинского и российского президентов показала, что к Киеву пришло понимание бесперспективности конфронтационных отношений с Россией», — заявил 28 августа корреспонденту ИА REGNUM эксперт журнала МИД РФ «Международная жизнь» Владислав Гулевич, оценивая итоги минского саммита.

«До этого все указывало на намерения Киева стоять в непреклонно гордой позе сколь угодно долго, без малейших уступок Москве. Простоять в такой позе у Киева получилось от силы несколько месяцев. Теперь российско-украинские отношения перешли в переговорную фазу, — отметил Гулевич. — Встреча двух президентов показала, что переговорный процесс возможен, чего раньше нельзя было вообразить».

Напомним, в рамках 26 августа в Минске Петр Порошенко дважды провёл двусторонние переговоры с главой дипломатии Евросоюза баронессой Кэтрин Эштон, а также с Владимиром Путиным после основной части мероприятия. Перед отлётом из Минска Порошенко заявил, что участники саммита якобы одобрили его «мирный план». На следующий день, 27 августа, фактический руководитель правительства «новых властей» Украины Арсений Яценюк заявил, что переговоры в Минске оказались безрезультатными, а Порошенко подписал указ № 691/2014 о запрете на торговлю с Россией продукцией военного и двойного назначения. На следующий день, 28 августа, Порошенко заявил о военном вторжении России, но отказался вводить военное положение, на чём настаивают Юлия Тимошенко и другие прозападные политики.

«Политика Киева — это метания из стороны в сторону. Она хаотична, непоследовательна, и свидетельствует о растерянности Порошенко и его окружения. Они просто не знают, что надо делать. Придерживаются одной линии поведения, тут же от нее отказываются, избирают другую, — констатировал Гулевич. — На их фоне действия Москвы выглядят уверенными, вескими и хорошо просчитанными. Это похоже на разговор взрослого человека (Кремль) с нашкодившим ребенком (Порошенко и Ко). Заметно, что Киев не знает, как вести себя дальше как в политической, так и в экономической плоскости. Отсюда и готовность обсуждать с Россией „газовый вопрос“.

»Дальнейшее поведение Киева зависит уже не от Киева, — уверен эксперт. — Прекратить войну «новые власти» Украины уже не смогут, даже если бы и хотели. К руководству страны возникнут вопросы по поводу неудовлетворительных успехов украинских войск в Новороссии. И вопросы эти будут задавать люди с автоматами. Люди агрессивных националистических взглядов, почувствовавшие вкус крови и вкус юридической безнаказанности".

Эксперт обратил внимание на обострение противоречий в рядах участников февральского государственного переворота, свергнувших Виктора Януковича, но так и не реализовавших заявленный Петром Порошенко «мирный план», который, как обещалось, «в течение двух недель» обеспечит деэскалацию конфликта в постсоветской республике. Гулевич уверен, что хунте выгодна война и не выгодны прямые переговоры с восставшим Донбассом, провозгласившим независимость Донецкой и Луганской народных республик, хотя именно на такой путь прекращения гражданской войны указывают и независимые эксперты, и правительства Евросоюза, в частности, МИД Франции.

«Прекратить войну для Киева — это спровоцировать конфликт с набравшим силу националистическим движением. Но и продолжение войны приведет, рано или поздно, не к спокойствию, а к социальному взрыву. Поэтому Киев будет искать пути минимизации политического и экономического ущерба, но вряд ли в этом преуспеет», — констатировал политолог.

Оценивая перспективы продолжения переговоров по урегулированию украинского кризиса в составе участников минского саммита или контактной группы «Россия-ОБСЕ-Украина», эксперт отметил отсутствие на переговорах одной из сторон конфликта. «В случае продолжения переговоров позиции Киева будут с каждым разом всё слабее. Время не на его стороне, — подчеркнул он. — Поэтому позиция Новороссии в переговорном процессе будет укрепляться, не говоря уж о позиции России».

Как сообщало ИА REGNUM, после поддержанного США и ЕС февральского государственного переворота на Украине президент Виктор Янукович и ряд других высокопоставленных украинских чиновников бежали в Россию. «Новые власти» постсоветской республики приступили к организации президентской кампании, по итогам которой олигарх Петр Порошенко был объявлен президентом Украины, а ключевые посты в системе госуправления достались олигархам и деятелям с уголовным прошлым. Население юго-востока республики не признало итоги госпереворота и подверглось репрессиям, после чего была провозглашена независимость Донецкой и Луганской народных республик. Не поддержавшие киевский мятеж учёные и общественные деятели оказались в статусе диссидентов, многие были вынуждены вместе с семьями скрываться от репрессий за рубежом. В числе сотен тысяч беженцев с Украины оказался украинский учёный Владислав Гулевич, открыто критиковавший деятельность украинских нацистов.