«Включение „Солдатских матерей Санкт-Петербурга“ или других подобных организаций в регионах в реестр иностранных агентов, конечно, поставит эти организации под более плотный контроль властей, однако на политические последствия их деятельности повлияет мало», — заявил ИА REGNUM руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков.

По мнению эксперта, пока наибольший ажиотаж связан с заявлениями представителей этой организации об убитых и раненых военнослужащих, которые, по словам правозащитников, были направлены для выполнения боевых заданий в Новороссии. «Однако, чтобы такая информация приобретала общественный резонанс, достаточно заявлений нескольких медийных фигур из подобных организаций, — уверен эксперт. — Любые осложнения в работе Комитетов солдатских матерей на эффективность таких информационных кампаний повлияют мало».

С другой стороны, считает он, «и последствия таких резонансных заявлений правозащитников для властей не столь велики, как кажется». Острее всего на такие заявления могут реагировать представители «среднего класса» крупных городов. Однако их проблемы военнослужащих — существующие или нет — не так уж часто касаются напрямую, отмечает Нейжмаков. «Молодежь из этой социальной группы реже проходит военную службу, а масштабной мобилизации, в отличие от Украины, в России не проводилось.», — говорит он.

Вместе с тем, в региональных и центральном Комитете солдатских матерей включение петербургской организации в перечень иностранных агентов комментируют довольно жестко. «Кроме возмущения, другой реакции нет, — заявили в приемной центрального Комитета в Москве. — Все сделано для того, чтобы закрыть рот, прикрыть финансирование организации, осложнить ей жизнь. Полякова [Элла Полякова, глава Комитета солдатских матерей Санкт-Петербурга сообщила СМИ о том, что в город самолетом доставили много раненых военнослужащих — прим. ИА REGNUM] — достаточно известный в стране человек, и она не сообщала ничего чрезвычайного».

«Закон об иностранных агентах неправомерен. У нас в России правозащита душится на корню, — заявил ИА REGNUM глава Комитета в Нижегородской области Наталья Жукова. — Мы не выполняем заказов. Ни мы, ни солдатские матери Санкт-Петербурга не выполняли заказов со стороны иностранных государств. Просто в свое время наше государство не помогало нашим организациям. Это сейчас оно спохватилось, начали выделять гранты. А до этого все общественные организации жили на иностранные пожертвования. Причем по этим фондам даже были специальные решения, какие фонды могут финансировать, какие не могут. Это все было легально, не тайно, не подпольно, и никаких заданий никто из нас никогда не выполнял».

В то же время председатель Комитета солдатских матерей по Ульяновской области Наталья Кузяшина, рассказала, что возглавляемый ею Комитет работает по иным принципам: «у нас в комитете даже нет расчетного счета. Много лет назад мы его открыли, а потом в Сбербанке стали давить налогами, пришлось отказаться. И сейчас мы существуем вскладчину, что-то покупаем сами, или на то, что приходит по линии благотворительности».

Напомним, что сегодня, 29 августа Минюст России включил Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга в реестр иностранных агентов. Комитет рассчитывает на пересмотр решения министерства.