8 сентября временная следственная комиссия Верховной рады Украины по расследованию трагедии в Одессе 2 мая представила свой отчет о расследовании, которое длилось больше 4 месяцев. Депутаты так и не смогли определить точно организаторов трагедии 2 мая, но предложили 4 версии, которые сейчас отрабатываются.

1) Массовые беспорядки и убийства организованы по заказу руководителей экстремистских групп, с целью дестабилизации обстановки как в Одесской области, так и в других регионах Украины.

2) Массовые беспорядки и убийства организованы представителями местной власти и правоохранительных органов с целью дискредитации центральных органов власти Украины.

3) Массовые беспорядки и убийства стали последствием неконтролируемых действий фанатов ФК «Черноморец» и ФК «Металлист», а также пророссийски настроенных групп при преступном бездействии представителей власти и милиции.

4) Массовые беспорядки и убийства умышенно спровоцированы радикально настроенными лицами из числа националистических партий с целью запугивания сторонников федерализации Украины в Одесской области и других регионах страны.

Далее, прежде чем начать разбирать отдельные выводы комиссии, следует сразу отметить, что в отчете содержатся грубые ошибки. Так, например, указано, что в результате событий на Куликовом поле погибли 48 человек. Между тем, таково общее количество жертв событий, которые происходили в Одессе 2 мая. Но из них 6 человек погибли в результате столкновений в районе улице Греческой, а 42 стали жертвами событий на Куликовом поле. Наличие подобной грубейшей ошибки может внушить сомнения и в отношении других выводов комиссии.

В отчете указано, что несмотря на то, что все знали о готовящихся акциях, ни одно из массовых мероприятий — ни шествие футбольных фанатов «за единую Украины», ни соответствующий поход участников движения «Куликова поля» — не было законным, поскольку организаторы не подавали заявлений об их проведении в горсовет. Однако, по другим данным этого же отчета, о том, что 2 мая в городе возможны беспорядки, украинские силовики узнали еще 28 апреля. «Управлением СБУ в Одесской 28.04.2014 была получена оперативная информация о возможных провокациях, физических столкновениях и антигражданских проявлениях во время запланированных 2 мая текущего года массовых мероприятия при участии футбольных болельщиков ФК „Черноморец“ и ФК „Металлист“, а также их оппонентов из числа пророссийских организаций», — сказано в отчете. В этот же день местные силовики провели совещание, а уже 29 апреля совещание по обеспечению безопасности в Одесской области провел тогда еще секретарь СНБО Украины Андрей Парубий.

Именно Андрея Парубия и Владимира Немировского, который 2 мая был губернатором Одесской области, обвиняет в организации трагедии один из непосредственных участников событий, на тот момент заместитель начальника областной милиции Дмитрий Фучеджи. «…События, имевшие место 02.05.2014 года стали возможны с помощью губернатора Немировского В.Л., т.к. он привез, финансировал, кормил и размещал около 500 человек с Майдана г. Киев. Они размещались на блокпостах, и приняли активное участие в разгоне Куликового поля. Губернатор неоднократно требовал от руководства Главка зачистить палаточный городок силами милиции. На что получал отказ, и, согласовав с и.о. президента Турчиновым, привлекли силы подконтрольные Парубию. Что было и сделано», — приводится в отчете письмо-пояснение Дмитрия Фучеджи. Сам Фучеджи находится в бегах, он также является фигурантом «дела 2 мая».

Кроме того, в своем отчете депутаты также обвиняют Владимира Немировского и руководство области в причастности к трагедии. Депутаты обвиняют экс-губернатора в срыве переговоров с представителями «Антимайдана». «Руководство ГУ МВД Украины в Одесской области и Одесского городского совета вели переговоры, в ходе которых фактически договорились с представителями „Антимайдана“ о переезде последних в парк 411 батареи, что было согласовано Одесским городским советом. Однако у руководства Одесской облгосадминистрации была другая позиция. После публикации на сайте Одесской облгосадминистрации информации о разгоне палаточного городка, на Куликовом поле начали возводить баррикады. Длительный процесс переговоров, по результатам которых „Антимайдан“ должен был разойтись к 9 мая 2014 года, а часть палаток демонтировать и до 5 мая перевезти в парк 411 батареи и разместиться там, был сорван» — сказано в документе.

Собственно в провокации столкновений депутаты обвиняют неких «пророссийски настроенных активистов». «Предварительно установлено, что конфликт спровоцирован пророссийски настроенными лицами, которые пребывали среди участников митинга за единение с Россией и поддерживали федерализацию Украины. Часть таких лиц начала бросать камни в футбольных ультрас и сторонников евроинтеграционного курса государства. Когда начал разгораться конфликт, из толпы пророссийски настроенных лиц были совершены выстрелы, что спровоцировало соответствующие действия участников проукраинского митинга», — сказано в отчете. Кроме того, как сказано в отчете, «куликовцы» якобы намеревались захватить огнестрельное оружие в институте МВД. Этого не произошло.

Однако впоследствии «евромайдановцев» направили на Куликово поле, по мнению депутатов, опять-таки представители облгосадминистрации. Еще один выпад в сторону бывшего губернатора — экс-начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами облгосадминистрации Игорь Болянский лично приказал одному из лидеров «самообороны» Дмитрию Гуменюку развернуть людей и идти разгонять лагерь «куликовцев». Об этом свидетельствуют показания экс-начальника облУВД Петра Луцюка. Майдановцы послушались. «На Куликовом поле представители „евромайдана“ начали жечь палатки и совершать противоправные действия против активистов „антимайдана“, которые заблокировались в Доме профсоюзов. Предварительно, есть основания считать, что причиной возникновения пожара в Доме профсоюзов стало занесение внешнего источника огня, с эпицентром в правом крыле первого этажа здания», — сказано в отчете.

Впрочем, исходя из анализа видео событий 2 мая, вряд ли можно сказать что эпицентр возгорания был в правом крыле здания. Бутылки с коктейлями Молотова подожгли здание, в том числе, и в районе основного входа. Косвенно эту ошибку в докладе подтверждают и другие слова из отчета. «Тушение пожара осложнялось постоянным вмешательство посторонних лиц в действия пожарно-спасательных подразделений и неоднократным вбрасыванием в здание бутылок с зажигательной смесью, что создавало новые очаги пожара». Пожарные не сразу получили указание выезжать на место событий. Ранее глава областного управления ГосЧС Владимир Боделан распорядился не посылать на Куликово поле пожарные расчеты до личного распоряжения, причиной такого указа стал захват одной из пожарных машин на улице Греческой и беспорядки, которые продолжались на Куликовом поле. Всего из пожара «было спасено 120 и эвакуировано 210 человек». Как сообщается в отчете, «люди боялись спускаться по пожарным лестницам и выходить из здания из-за значительного количества агрессивно настроенных митингующих».

А вот определить причины смерти людей, которые не сумели выбраться из Дома профсоюзов, по мнению комиссии парламента, могут лишь международные эксперты. «Отсутствие современного оборудования у местных экспертов не дает возможности получить объективные показатели причин гибели людей. Наличие ядовитых веществ у погибших в Доме профсоюзов Одессы можно установить только с помощью международных экспертов», — сказано в отчете. Предварительно, по данным комиссии, отравление угарным газом стало причиной гибели 9 человек в Доме профсоюзов, отравление продуктами горения убило 13 человек. В результате ожогов дыхательных путей и ожогов тела погибли 12, в результате падения с высоты — еще 8.

Кроме того, членамм комиссии так и не удалось пообщаться с экс-секретарем СНБО Андреем Парубием, министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым, его советником Антоном Геращенко и заместителем Сергеем Чеботарем, главой СБУ Валентином Наливайченко. «По мнению членов Временной следственной комиссии, указанные лица могли бы прояснить ситуацию относительно событий, которые происходили со 2 по 4 мая в Одессе. По единогласному решению, временная следственная комиссия неоднократно приглашала на свои заседания секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Парубия, председателя Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко и министра внутренних дел Украины Арсена Авакова для объяснений по существу затронутых вопросов. Однако указанные лица не являлись на заседания комиссии по причинам, которые они не сообщали», — сказано в отчете.

В итоге комиссия закончила свою работу и направила итоги в Верховную Раду, Генпрокуратуру и президенту.

Впрочем, как сообщила один из членов комиссии, депутат Светлана Фабрикант, вариант отчета комиссии, представленный на сайте парламента, отличался от доклада, который был подписан ее членами. Попросту говоря, его подправили. В частности, убрали упоминавшееся имя одного из лидеров Евромайдана Андрея Юсова и смягчили роль Андрея Парубия в событиях 2 мая. По информации депутата, из текста исчезли следующие куски. Когда речь шла о собрании силовиков 29 апреля под руководством Парубия, из текста вырезали: «Мероприятие имеет широкий резонанс среди общественности города, поскольку развитие дальнейших событий и отсутствие информации по вопросам, которые решал во время пребывания в городе секретарь СНБО позволяет распространение информации о том, что именно этот чиновник контролировал действия так называемых „отрядов самообороны“. Вместе с тем, письменную информацию по вопросам, которые обсуждались на указанном заседании, и поручений, предоставленных по его результатам, секретарь СНБО Украины на неоднократные запросы от Временной следственной комиссии, не предоставил».

Вне внимания следствия осталось участие в событиях около 500 граждан, которые при содействии председателя Одесской областной государственной администрации Немировского В.Л. были привезены в Одессу с киевского Майдана и размещены на блокпостах. Общественность города, независимые журналисты считают, что эти люди были главными участниками зачистки палаточного городка на Куликовом поле и поджога Дома профсоюзов.

Когда речь шла о том как «евромайдановцы» двинулись на Куликово поле, имя Андрея Юсова решили почему-то заменить на «один из лидеров Евромайдана». «После событий, которые происходили в ТЦ „Афина“, один из лидеров „Евромайдана“ Андрей Юсов на улице Преображенской организовывает и призывает активистов „Евромайдана“ двигаться на Куликово поле, где находятся активисты „Антимайдана“», — так сказано в оригинале отчета. В версии, опубликованной на сайте Рады, это звучит немного иначе. «После событий, которые происходили в ТЦ „Афина“, некоторые лидеры „Евромайдана“ на улице Преображенской организовывают и призывают активистов „Евромайдана“ двигаться в сторону Куликова поля».

Кроме того, как сообщает одесское интернет-издание «Таймер», в изначальной версии документа было указано: «В дальнейшем, по данным следственных органов, конфликт был якобы спровоцирован пророссийски настроенными лицами». В финальной версии отчета слово «якобы» пропало.

О ключевых нестыковках в докладе депутатов из временной следственной комиссии корреспондент ИА REGNUM расспросил одесского журналиста Юрия Ткачева, который входит в группу журналистов и экспертов, проводящих расследования об обстоятельствах трагедии 2 мая. По его мнению, ошибка из-за которой в комиссии все 48 жертв событий 2 мая «приписали» Куликову полю, может свидетельствовать о небрежности депутатов. «Ошибка с количеством жертв, которые погибли непосредственно на Куликовом поле — скорее всего, это результат небрежности членов комиссии, который указывает на то, что они не слишком старались вникнуть в детали и реконструировать картину событий целиком», — заявил Ткачев. Также он назвал одним из главных вопросов расследования роль экс-секретаря СНБО Андрея Парубия в событиях 2 мая. «Роль Парубия очень интересна, это один из главных вопросов в расследовании, поскольку есть основания полагать, что именно Парубий курировал действия тех групп „Евромайдана“, которые прибывали из Киева и других городов. Надо учесть, что в итоговой версии доклада фразы, касающиеся Парубия, были существенно смягчены по сравнению с теми, которые сформулровали сам члены комиссии. Похоже, кто-то пытается вывести его из-под удара. Наше расследование, конечно же, продолжается. Но мы должны понимать, что ответ на вопрос о заказчиках событий 2 мая, пусть не всей трагедии в целом, но каких-то её отдельных аспектов — наиболее сложный из всех существующих. Мы прекрасно понимаем, что такие вещи не решаются в публичной плоскости, что тут нет каких-то официально подписанных распоряжений и т.п., могут быть лишь некие негласные договорённости, которые могут стать достоянием общественности лишь в том случае, если этого захочет кто-либо из людей, в них участвовавших. Впрочем, зная эту публику, я полагаю, что в природе существуют и записи, и тому подобные вещи — вопрос лишь в том, чтобы создать условия, при которых их согласятся обнародовать. Чаще всего такие условия возникают тогда, когда один человек стремится обелить себя, отвести от себя удар или хотя бы показать, что он являлся лишь простым исполнителем. При этом, разумеется, он должен быть физически в состоянии выступить открыто. В любом случае, это всё очень и очень сложное дело», — резюмировал Ткачёв.