Глава Конгресса русских общин Молдавии Валерий Клименко, с весны этого года позиционирующий себя в качестве «председателя Координационного совета организаций российских соотечественников Молдавии, Приднестровья и Гагаузии», рассказал в интервью ИА REGNUM о причинах создания этого совета, его деятельности в Приднестровье и причинах выбора в качестве партнера в Гагаузии представителя антироссийской молдавской партии.

ИА REGNUM: Каковы причины и цели создания «Координационного совета организаций российских соотечественников Молдавии, Приднестровья и Гагаузии»?

Совет создан в начале мая этого года. Главная причина — необходимость создания единого поля работы организаций российских соотечественников Молдавии, Гагаузии и Приднестровья. Основой новой структуры стал Конгресс русских общин (КРО) Молдавии, который имеет свои подразделения в 20 районах Молдавии, включая Бельцы и Кишинев. В КРО входят организации республиканского уровня по конкретным направлениям деятельности — культура, образование, молодежь. В Приднестровье, на наш взгляд, соответствующая работа до сих пор велась слабо, в том числе по причинам финансового характера. То же самое с Гагаузией — автономия недостаточно была вовлечена в деятельность организаций соотечественников. Деятельность велась в отрыве от работы российских профильных структур. Мы считаем, что пришло время создания объединенной структуры, которая могла бы вывести эту работу на новый уровень. Координационный совет напрямую выходит на российские органы власти и куда эффективнее может решать стоящие перед нами задачи.

ИА REGNUM: При посольстве РФ в Молдавии действует еще один Координационный совет организаций соотечественников. Вы с ним взаимодействуете?

С ним мы не взаимодействуем и считаем, что его деятельность вносит лишь разлад в работу организаций соотечественников. Дело в том, что этот совет создавался посольством механически — просто включили все что называется «русским». В итоге возникла проблема дублирования — несколько организаций занимаются культурой, несколько — образованием. В итоге возникает путаница: организаций много, а толку никакого.

ИА REGNUM: Какие из организаций российских соотечественников из Приднестровья вошли в совет?

В Приднестровье наши партнеры — молодежная организация «Восточный авангард» и русская община «Русский мир», возглавляемая Русланом Погорлецким. Они имеют свои структуры во всех районах ПМР.

ИА REGNUM: И чем они там занимаются?

Вопросами патриотического воспитания, культуры, образования, молодежными мероприятиями.

ИА REGNUM: Вопросы оказания помощи в получении приднестровцами российского гражданства входят в их компетенцию?

Гражданством они не занимаются. В этом нет необходимости, и мы считаем, что это не входит в задачи общин. Там есть выездной консульский отдел посольства РФ, который занимается этими вопросами, и эта работа хорошо поставлена.

ИА REGNUM: Хотите сказать, что проблем с консульским обслуживанием граждан России в ПМР не существует?

Лично я в последнее время не слышал серьезных нареканий на этот счет. Было время, когда проблемы действительно имели место. И 2 года назад на Всемирном конгрессе соотечественников я даже обращался на этот счет к главе МИД РФ Сергею Лаврову. Просил увеличить численность персонала в консульском отделе в Тирасполе. В прошлом году проблема была частично решена — к имевшимся 4 сотрудникам добавились еще 4. Этого недостаточно, мы просили 10 человек, но снять остроту проблемы удалось. Если проблемы будут возникать вновь, мы безусловно вмешаемся для их решения.

ИА REGNUM: Можете рассказать о каких-то практических результатах вашей работы в ПМР?

Одной из проблем, решением которой мы на практике занимаемся, является недостаток мест, выделяемых для обучения приднестровцев в российских вузах. Мест выделяется крайне мало (на 2014-2015 гг. Россия в общей сложности выделила ПМР 253 места для обучения в российских вузах — прим. ИА REGNUM). Мы же подписали прямые договоры с российскими вузами и, в итоге, по своей линии отправляем туда больше, чем предоставляется правительством.

ИА REGNUM: С чем связан выбор Николая Дудогло в качестве вашего заместителя и главного партнера в Гагаузии? Его цели по продвижению собственного имиджа в качестве «пророссийского политика» понятны, но лично вас не смущает его принадлежность к входящей в правящую проевропейскую коалицию Демпартии Молдавии, которую трудно назвать дружественной России и русским структурой?

Для нас важно иметь надежного и известного партнера в Гагаузии. Мы его нашли в лице движения «Новая Гагаузия» и Николая Дудогло. Считаем, что это наиболее работоспособное и массовое пророссийское движение из того, что есть в автономии. Да, он поддерживает Демпартию Молдавии…

ИА REGNUM: Не просто «поддерживает», а является ее членом и входит в партийное руководство

Да, является членом. Но в Гагаузии у нас был выбор между командой Дудогло, Компартией и командой Михаила Формузала. У нас есть там Община россиян Гагаузии, Община россиян Комрата. Но мы реалисты: почти 90% населения Гагаузии составляют гагаузы, и мы пришли к выводу, что во главе движения российских соотечественников там должны стоять гагаузы, тем более что они на все 100% соответствуют понятию российских соотечественников. А имея человека уровня Дудогло, мы поднимаем качество работы организаций соотечественников на новую высоту. В регионе при его поддержке постоянно гастролируют наши творческие коллективы, популяризируется русская культура, проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, не говоря уже о спортивных мероприятиях. Могу привести массу примеров поддержки православия, возведения храмов и т.д. Что касается его политических предпочтений, дружбы с ДПМ, которая поддерживает антироссийскую позицию властей Молдавии, то такую же политику проводила у власти Партия коммунистов, но мы и с ними находили возможность сотрудничать по вопросам продвижения интересов соотечественников. У нас не было выбора. Вообще не взаимодействовать с местными властями — это тупик. То что Дудогло — член партии, еще не означает, что он во всем разделяет их позицию. Здесь чисто прикладной интерес, завязанный на интересы Гагаузии. С помощью Демпартии они худо-бедно решают вопрос представительства гагаузов на уровне партии и в органах власти. В последние полтора года гагаузы по квоте Демпартии получили представительство в правительстве на уровне заместителей министров. Если Демпартия сегодня готова смягчить свою позицию в отношении российских соотечественников, и если я могу на это повлиять — это плюс?

ИА REGNUM: Пока что больше заметно обратное влияние. Например, в вопросе гагаузского референдума по поводу вступления в Таможенный союз.

Я хочу сказать, что референдум состоялся исключительно благодаря позиции Дудогло. Кстати категорически против этой идеи изначально выступал Формузал. Это потом он, увидев, что не может ничего предотвратить, решил возглавить и перехватить инициативу. Но именно депутаты Народного собрания Гагаузии от команды Дудогло изначально проголосовали за референдум…

ИА REGNUM: А потом сделали все, чтобы он не состоялся, включая попытку срыва заседания НСГ, где подтверждалось решение о референдуме, и бойкот Съезда гагаузских депутатов всех уровней, где подтверждались результаты плебисцита и вырабатывались соответствующие требования к Кишиневу.

Было так: после того, как Формузал перехватил инициативу и отодвинул Дудогло в сторону, Дудогло сказал — хорошо, давайте посмотрим, что вы сделаете без команды Дудогло. Именно она была главной силой. И, действительно, без Дудогло у них ничего не получилось.

ИА REGNUM: Вы считаете это позицией зрелого гагаузского политика? Всем же очевидно, что они получили указание из Кишинева.

Из всех зол в Гагаузии нам приходится выбирать меньшее. В данном случае между Дудогло и Формузалом. Мы имели опыт взаимодействия с Формузалом — он при нашей поддержке стал башканом, провел своих кандидатов в Народное собрание и местные органы власти. Но когда пришло время парламентских выборов, нарушил договоренность о совместном участии в выборах и пошел по партиям. Он оказался непорядочным человеком и в итоге продал и предал всех. Гагаузы это видят и не верят его заявлениям про Таможенный союз и сближение с Россией (на гагаузском референдуме 2 февраля 2014 года за вступление в Таможенный союз проголосовали 98,47% избирателей при явке 70,04% — прим. ИА REGNUM), тем более что он же сотрудничал по очереди со всеми партиями проевропейской коалиции.

ИА REGNUM: С Формузалом понятно. Но в отличие от Дудогло, он не отправлял в Кишинев автобусы с жителями Гагаузии для участия в пропагандистских митингах молдавских властей за «европейскую интеграцию», одновременно называя себя «лучшим другом России». Тут с порядочностью, на ваш взгляд, все нормально?

Да, тут есть некоторый элемент политического двуличия. Но это политика. Политик вынужден проходить по лезвию. Я вижу в Дудогло больше политика пророссийского, чем разделяющего проевропейские взгляды. Это человек, который искренне относится ко всему, что связано с Россией. И надеюсь, что находясь в нашей среде он еще больше примет эту позицию. Считаю, что в конечном итоге нужно судить не по партийной вывеске, а по конкретным делам.

Западная редакция ИА REGNUM со своей стороны отмечает, что «борьба» против «гагаузского сепаратизма» и «в защиту суверенитета Молдавии» от гагаузов, проводимая территориальной организацией Демократической партии Молдавии в Гагаузии, продолжается по сей день. В частности, на заседании Народного собрания 3 июня группой лиц во главе с экс-главой Вулканештского района, одним из лидеров Демпартии Молдавии в Гагаузии Сергеем Черневым были избиты спикер НСГ Дмитрий Константинов и башкан Гагаузии Михаил Формузал. От обоих принуждением требовали подписать заявления об отставке. Формузал обвинил Демпартию в попытке «государственного переворота» в автономии и призвал не допустить повторения в стране «украинского Майдана». В то же время в рамках начинающихся кампаний по выборам в молдавский парламент и башкана Гагаузии, Николай Дудогло на встрече с избирателями 8 сентября заявил, что Россия — «наш самый любимый друг-государство». А 10 сентября Демократическая партия Молдавии подписала протокол о партнерстве и сотрудничестве с правящей Социал-демократической партией Румынии (СДПР), притом что именно перспектива аншлюса Молдавии Румынией была одной из главных причин проведения гагаузского референдума в феврале этого года. Стоит также отметить, что в сентябре 2010 года Демпартия Молдавии подписала аналогичное соглашение с партией «Единая Россия», о выходе из которого ни ДПМ, ни «ЕР» с тех пор не заявляли. Все в соответствии с принципом «двуличие — это политика». Что касается выбора «меньшего из зол», реализуемого на большей части постсоветского пространства, включая РФ, уже не одно десятилетие, то последствия этой политики весь мир уже скоро год как ежедневно наблюдает на Украине.