9 сентября премьер-министр Польши и лидер правящей партии «Гражданская платформа» (PO) Дональд Туск подал в отставку. Отставка была связана с тем, что 30 августа 2014 года Туск был избран на пост нового председателя Европейского совета. — Нынешнего председателя — бельгийца Хермана ван Ромпея — Туск должен будет сменить 1 декабря 2014 года. Отставка премьера по польскому законодательству повлекла отставку всего кабинета министров, т. е. карьерные устремления польского премьера стали причиной правительственного кризиса. Новое польское правительство должно быть сформировано до 25 сентября.

Отставка Туска является знаковым событием для перспектив внутренней политики Польши. На парламентских выборах 2011 года в Польше возглавляемая Туском партия заняла первое место, получив 39,11% голосов избирателей, обеспечив себе 206 мест в Сейме и большинство в Сенате. Отставка Туска и его переход на уровень европейской политики может означать, что на следующих парламентских выборах в Польше гарантированно побеждает национал-консервативная партия «Право и справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского. Возможный грядущий поворот в польской политике вправо с опорой на традиционный национализм значим с точки зрения идущего сейчас кризиса на Украине.

Европейский совет, председателем которого становится уже бывший польский премьер, является органом, который определяет повестку дня саммитов лидеров стран-членов ЕС, чтобы дать общее направление политике Евросоюза. Официальной функцией председателя Европейского совета является определение общего политического интереса всего континента в отличие от интереса отдельных стран-членов и формирование консенсуса между различными национальными столицами стран Евросоюза через двустороннее общение. Возможно, для уровня Польши Туск был способным политиком. В частности, он является единственным вновь переизбранным премьер-министром посткоммунистической Польши. В последнее время Туска ценят в Брюсселе за то, что он восстановил в европейских кругах авторитет Польши после бурного и порой скандального руководства страной братьев Качиньских.

Однако способность Туска добиваться общеевропейского консенсуса находится под большим вопросом. Предшественник Туска, уходящий председатель Херман Ван Ромпей, пришел в Европейский совет с многолетним опытом внутренней политики Бельгии, которая требовала постоянной работы по наведению мостов между конкурирующими общинами. В отличие от Ромпея, у Туска подобного опыта нет. Недостатком Туска в сравнении с Ромпеем является плохое владение английским языком и полное незнание французского. Правда, Туск достаточно хорошо владеет немецким, а это немаловажное обстоятельство, учитывая возрастающую роль Германии в Евросоюзе.

Нетрудно заметить, что новая тройка главнейших функционеров Европейского Союза — председатель Еврокомиссии Юнкер, председатель Европейского Совета Туск и верховный представитель по внешней политике и политике безопасности Могерини в отличие от прежнего состава лучше географически представляют континентальную Европу. Юнкер — это «Старая Европа», Туск — «Новая», а Могерини — это кризисный Юг. В новом составе еврокомиссии Юнкера заметно слабее представлена Великобритания, занимающая особую позицию в Евросоюзе.

С председателем Еврокомиссии Юнкером все ясно. Вероятно, из всей предшествующей череды председателей Европейской комиссии он — самый опытный, как в национальном, так и европейском плане политик. Юнкер на посту председателя Еврокомиссии совершенно устраивает Соединенные Штаты. Необходимо учесть, что по самым важнейшим -финансовым — каналам Юнкер политически тесно связан с США. На протяжении 20 лет (!) он выполнял обязанности министра финансов Люксембурга. Здесь важно то, что именно посредством банков Люксембурга идет бóльшая часть американских инвестиций в Европу. Свои компетенции в деле стабилизации европейских финансов Юнкер успешно продемонстрировал на посту председателя Еврогруппы — совета министров финансов еврозоны в кризисные 2012-2013 годах.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин назвал назначение Туска на пост главы председателя Европейского Совета настоящим вызовом для Российской Федерации. Однако это не совсем так, или даже совсем не так. Во-первых, в Польше Туск имел репутацию, как человек, умеющий договариваться с Путиным. И, во-вторых, что, более существенно, в ситуации с избранием Могерини были отклонены предложенные кандидатуры на пост верховного представителя настоящих ненавистников России — министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского и министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта. Сикорский серьезно рассчитывал занять место верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности и даже брал специальные уроки французского в пансионе во Франции. Избрание Сикорского, а не Туска, стало бы конфронтационным знаком Европы, адресованным Москве. Однако этого не произошло.

В отличие от своей предшественницы Эштон — внешне страшненькой и порой нелепой дочери шахтера, неожиданно для нее самой ставшей баронессой, — Могерини обладает привлекательной внешностью. Ей 41 год, и она самый молодой член в команде Юнкера. В этом плане она, образно говоря, «луч света» из царства весьма престарелой итальянской политики. Однако назначение Могерини уже критикуют по двум аспектам. Во-первых, у нее нет опыта работы в органах исполнительной власти, и, во-вторых, у нее совершенно отсутствует какой-либо международный масштаб, не говоря уже об авторитете. Могерини как политик мало известна даже на национальном уровне. Обязанности министра иностранных дел Италии Могерини выполняет с 22 февраля 2014 года, т. е. полгода. До этого она не имела никакого отношения ни к дипломатическому ведомству, ни к внешней политике. Назначение Могерини, с одной стороны, — это эксперимент, а, с другой, подтверждение того, что государства-члены ЕС не заинтересованы в самостоятельной и квалифицированной деятельность Брюсселя в области внешней политики. Провозглашенная федерализация Европы в политической сфере буксует не начавшись.

В настоящее время роль созданного Эштон аппарата Европейской дипломатической службы сводится к фиксации пожеланий отдельных дипломатических ведомств стран-членов Евросоюза. Европейская дипломатическая служба не только не препятствует, но даже совершенно не возражает против того, чтобы заинтересованные государства-члены ЕС действовали по конкретным проблемам и направлениям самостоятельно.

Выбор нового верховного представителя, как и в случае с Эштон в 2009 году, стал результатом торга, а обсуждение кандидатуры более сосредоточилось на гендере кандидата, если не на его внешности, партийной принадлежности и национальности, чем на ее реальной квалификации для работы. Вот почему Могерини, вышедшая из безвестности всего несколько месяцев назад, чтобы стать министром иностранных дел Италии, через полгода вышла на самый высокий европейский уровень. Отсутствие квалификации у Могерини заставляет предположить, что отставание ЕС в общей внешней политике будет продолжаться и дальше. Еще в 2009 году европейские политики внешне были полны надежд на создание внешнеполитического ведомства ЕС. Они рассчитывали и на личность главы этого ведомства. Однако выбор на эту роль Эштон — неизвестного британского политика, не обладавшего каким-либо дипломатическим опытом, заметно снизил в последующие годы градус ожидания. Назначение Эштон создало впечатление, что заявленная решимость лидеров ЕС поднять общую внешнюю политику Союза не вышла за рамки риторики. И вот теперь в очередной раз избрание Могерини подтвердило эту истинную стратегию. Государства-члены не желают отдавать внешнюю политику ЕС на наднациональный уровень. Верховный представитель ЕС не является министром иностранных дел Евросоюза, а остается бюрократом с ограниченным полем деятельности в пределах межправительственного принятия решений. Роль верховного представителя по-прежнему определяется степенью согласия государств-членов. При наличии широкого консенсуса, как это случилось, например, при урегулировании конфликта Сербии и Косово в 2013 году, верховный представитель внешне смог действовать, как глава дипломатического ведомства Евросоюза. При этом Эштон на внешнеполитическом поле выступала вместе с госсекретарем США Клинтон, создавая иллюзию Соединенных Штатов Европы. Этим дело и ограничилось. Сейчас в случае с Украиной, относительно, которой нет консенсуса, роль верховного представителя ЕС перестала как-либо просматриваться.

Итак, деятельность верховного представителя сводится в ЕС к попыткам формирования и достижения общего консенсуса, к навыкам управления конфликтами. Мерой успеха верховного представителя остается не столько функции внешней политики, а скорее коммуникабельность, которую верховный представитель привносит в свою работу. Плохо или хорошо, но Эштон справлялась с подобной ролью. Большего, как оказалось, на этом посту и не требуется. С последним обстоятельством и связано назначение Могерини.

Благодаря отсутствию опыта и квалификации, Могерини вряд ли сможет оспаривать роль государств-членов в области формирования внешней политики ЕС. Подтверждением этого является тот факт, что страны-члены ЕС договорились о назначении Могерини, несмотря на высказанные опасения о тенденции Италии искать соглашения, а не конфликта с Россией. Очевидно, что личное мнение Могерини по политике по отношению к России никак не повлияет на основы консенсуса в процессе принятия внешнеполитических решений в ЕС в отношении нашей страны.

Переезд ведущего польского политика Туска в Брюссель дает повод рассмотреть состав нового «европейского правительства» в целом. На следующий день после отставки Туска, 10 сентября, новый председатель Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер представил ее состав. «Слабое и еще слабее», — так сразу же прокомментировало кадровые решения стран-членов ЕС для наднационального уровня американское издание Foreign Affairs.

Напомним, что каждую страну в составе ЕК, включая пост председателя, представляет один представитель. Из прежней Еврокомиссии, которой управлял Баррозу, осталось только пять человек — болгарка Георгиева (ее очень хвалят), немец Эттингер, австриец Хан, словак Шефчович и шведка Мальмстрем. Т. е. определенная кадровая преемственность в составе прежней и новой Еврокомиссии есть. Однако все старые еврокомиссары в новом составе Еврокомиссии получили другие направления деятельности.

По партийной ориентации в Еврокомиссии Юнкера сейчас 14 представителей правоцентристской «Европейской народной партии» (EPP) — это ровно половина состава Еврокомиссии, восемь социал-демократов (S&D) и пять либералов из ALDE. В составе Еврокомиссии один евроскептик, которым, разумеется, является представитель Великобритании от европейского партийного объединения «Европейские консерваторы и реформисты».

При формировании Еврокомиссии Юнкера большое внимание, как водится, было уделено гендерному аспекту. Это привело к тому, что в ее составе девять женщин-еврокомиссаров, т. е. примерно треть. При этом три женщины — Могерини (Италия), Братушек (Словения) и Георгиева (Болгария) определены в вице-председатели для Юнкера. Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини — самая молодая в команде Жана-Клода Юнкера. Напомним, что всего в составе Еврокомиссии семь еврокомиссаров имеют ранг вице-председателя. Остальные шесть женщин еврокомиссаров также отвечает за весомые портфели по сравнению со многими своими коллегами-мужчинами в Еврокомиссии.

В минувшую среду Юнкер провозгласил, что он хочет иметь менее централизованную структуру исполнительной власти в Брюсселе. С этой целью он делегирует больше обязанностей своим заместителям. Семь, как и в прежней Еврокомиссии, вице-председателей теперь смогут в процессе рассмотрения отвергать любые законодательные предложения, поступающие от других еврокомиссаров. Первым вице-председателем Юнкер назначил Франса Тиммерманса, исполняющего в настоящее время обязанности министра иностранных дел Голландии.

Что касается политического опыта новых еврокомиссаров, то «Новая Европа» очевидно демонстрирует бóльшее желание своих ведущих политиков перейти на наднациональный уровень Брюсселя, т. е. превратиться из политиков в бюрократов. Подобное обстоятельство, скорее, демонстрирует культурные отличия частей Европы и разницы в менталитете их жителей. Перебраться в центр «Старой Европы» для ведущего политика страны «Новой Европы» не зазорно, что, в частности, продемонстрировал поляк Туск и готов был продемонстрировать поляк Сикорский. Обратной стороной подобного желания является миграция населения из стран «Новой Европы» в «Старую Европу».

Состав новой Европейской комиссии в очередной раз подтвердил, что ведущие страны-члены ЕС не заинтересованы в наполнении брюссельского уровня европейской политики яркими политическими деятелями, которые могли бы бросить вызов отдельным национальным интересам во имя общего европейского блага. Подобный выбор ведет к тому, что Европа остается не консолидирована в глобальной политике. По отдельности для этого уровня государства-члены ЕС или не достаточно сильны, либо слабы или даже бессильны. Ни одно европейское государство сегодня не может существенно влиять на мировые дела в одиночку, а вместе на уровне Брюсселя государства-члены ЕС не имеют власти. Кроме того, на это им, очевидно, не хватает и амбиций.

* * *

Европейская комиссия (состав объявлен 10 сентября 2014 года)

1) Жан-Клод Юнкер (Люксембург, 60 лет), бывш. премьер-министр, EPP, председатель Европейской комиссии;

2) Нидерланды — Франс Тиммерманс (53 года), министр иностранных дел, S&D, первый вице-председатель, более эффективное регулирование;

3) Италия — Федерика Могерини (41 год), министр иностранных дел, S&D, вице-председатель, верховный представитель по внешней политике и безопасности;

4) Болгария — Кристалина Георгиева (61 год), еврокомиссар по гуманитарной помощи у Баррозу, EPP, вице-председатель, бюджет и гуманитарные ресурсы;

5) Словения — Аленка Братушек (44 года), премьер-министр, ALDE, вице-председатель, энергетический союз;

6) Финляндия — Юрки Катайнен (42 года), бывш. премьер-министр, EPP, вице-председатель, рабочие места, инвестиции, конкурентоспособность;

7) Эстония — Андрус Ансип (57 лет), бывш. премьер-министр, ALDE, вице-председатель по цифровому единому рынку;

8) Латвия — Валдис Домбровскис (42 года), бывш. премьер-министр, EPP, вице-председатель, экономический рост и социальный диалог;

9) Чехия — Вера Юрова (49 лет), министр регионального развития, ALDE, справедливость, потребители и равенство полов;

10) Германия — Гюнтер Эттингер (60 лет), еврокомиссар по энергетике у Баррозу, EPP, цифровая экономика и общество;

11) Бельгия — Марианна Тиссен (58 лет), евродепутат, EPP, занятость, социальные отношения, квалификация и трудовая мобильность;

12) Франция — Пьер Московичи (56 лет), бывш. министр финансов, S&D, экономика и финансы, налоги, таможня;

13) Румыния — Корина Крету (47 лет), евродепутат, S&D, региональная политика;

14) Австрия — Йоганнес Хан (56 лет), еврокомиссар по региональной политике у Баррозу, EPP, европейская политика соседства, переговоры о расширении;

15) Греция — Димитрис Аврамопулос (61 год), министр обороны, EPP, миграция и внутренняя политика;

16) Литва — Витенис Андрюкайтис (63 года), бывш. министр здравоохранения, S&D, здоровье и безопасности продуктов питания;

17) Великобритания — Джонатан Хилл (53 года), бывш. председатель Палаты лордов, ECR, финансовая стабильность, финансовые услуги, союз рынка капиталов;

18) Польша — Эльжбета Беньковска (50 лет), министр по инфраструктуре и развитию, EPP, внутренний рынок и промышленность;

19) Испания — Мигель Ариас Каньете (64 года), бывш. министр сельского хозяйства, EPP, воздействие на климат и энергия;

20) Хорватия — Невен Мимица (60 лет), еврокомиссар по делам потребителей у Баррозу, S&D, международное сотрудничество и развитие;

21) Дания — Маргарет Вестагер (46 лет), министр экономики, ALDE, конкуренция;

22) Словакия — Марош Шефчович (48 лет), еврокомиссар по межведомственным делам и борьбе с мошенничеством в Еврокомиссии у Баррозу, S&D, транспорт и космос;

23) Швеция — Сесилия Мальмстрем (46 лет), еврокомиссар по внутренним делам у Баррозу, ALDE, торговля;

24) Мальта — Кармену Велья (64 года), министр по туризму, S&D, окружающая среда, рыболовство и морские дела;

25) Венгрия — Тибор Наврачич (48 лет), министр иностранных дел, EPP, образование, культура, молодежь и гражданство;

25) Португалия — Карлос Моэда (43 года), госсекретарь по делам с тройкой, EPP, исследования, наука и инновации;

27) Кипр — Кристос Стилианидес (56 лет), депутат Европарламента, EPP, гуманитарная помощь и кризисное управление;

28) Ирландия — Фил Хоган (54 года), бывший министр охраны окружающей среды, EPP, сельское хозяйство и развитие сельской местности.

EPP — европейское правоцентристское партийное объединение «Европейская народная партия»;

S&D — европейское левоцентристское партийное объединение «социал-демократы»;

ECR — партийное объединение консерваторов «Европейские консерваторы и реформисты»;

ALDE — европейское партийное объединение либералов «Альянс либералов и демократов за Европу».