«Нашим интересам отвечает сильная, процветающая, дружественная Украина. Как это будет организовано в административном плане — решать украинцам», — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью ТВЦ, полную стенограмму которого пресс-служба российского внешнеполитического ведомства опубликовала 13 сентября.

«Мы исходим из базовых принципов, — продолжил Лавров. — С точки зрения наших стратегических интересов, мы заинтересованы в том, чтобы соблюдались договоренности об обеспечении в Евроатлантике единой и неделимой, равной для всех безопасности. В этом контексте дававшиеся нам заверения о непродвижении НАТО на Восток играют решающую роль. Наше предложение о том, чтобы политическое обязательство, которое гарантировало неукрепление своей безопасности за счет ущемления безопасности других (это обязательство давалось на высшем уровне в рамках ОБСЕ и в рамках Совета Россия-НАТО), превратить в юридически обязывающий договор, отвергалось многократно. Над ним пытались даже смеяться, что „Россия выдвигает какие-то умозрительные схемы“. А на самом деле натовцы отказались от этого предложения только по одной причине, о которой как-то в пылу полемики они мне сказали: они „не считают возможным давать юридические гарантии безопасности кому бы то ни было, кроме членов НАТО“. Вот и все. Расчет делается на то, чтобы под эту „сурдинку“ втягивать в НАТО как можно больше стран, продолжая логику разделительных линий, передвижения инфраструктуры поближе к нашим границам — это неприемлемо».

«В этом общеевропейском контексте мы хотим, чтобы Украина была процветающим, нейтральным, дружественным государством, в котором всем гражданам всех национальностей (русские, конечно, для нас играют особую роль) жилось бы комфортно, безопасно и равноправно. Вот чего мы хотим. Как это обеспечить? Как назвать новое государство — унитарная Украина, Республика Украина, Федеративная Республика или децентрализованная Республика — это совершенно не важно. Спор о том, что федерация — это плохо, а децентрализация, может быть, и возможна, абсолютно несущественный, — полагает российский министр. — Он лишь уводит от главной задачи — договориться по сути, как будут жить люди, избираться губернаторы, формироваться законодательные собрания, какой будет статус русского языка и других языков меньшинств (венгерского, румынского, польского)».

«Мы знаем, например, что члены Евросоюза, у которых есть свои соотечественники на Украине, стесняются громко говорить об озабоченностях, которые у них есть, потому Брюссель им предлагает обсуждать все в узком кругу, но информация просачивается. Например, сейчас готовятся внеочередные парламентские выборы. Венгерское меньшинство добивается от Киева того, чтобы избирательные округа были „нарезаны“ таким образом, чтобы венгры могли гарантированно получить хотя бы одного своего депутата в Верховной раде. Не получается. Пока округа „нарезаны“ так, что венгры „разбросаны“ по другим территориям, где они не имеют шанса избраться. Это только один из примеров, а их много. Чтобы Украина была настоящим домом для всех тех, кто в ней живет, чтобы там не было попыток установить форму правления, которая будет отражением логики правительства „победителей“ — вот, что нам нужно. Но договариваться они должны сами. Мы не можем решить за них эти вопросы. Уверяю Вас, что для нас такой сценарий абсолютно выгоден и приоритетен, потому что мы хотим, чтобы Украина была дружественной, и чтобы русские, которые считают Украину своим домом, жили там и влияли на то, как это государство решает социально-экономические, внешнеполитические и прочие задачи, чтобы у них был голос в этой стране», — заявил Лавров.

«Вы сейчас упомянули, что нам якобы интересно создать второе Приднестровье, какую-то буферную зону — это глупости. Получается, что те, кто сейчас пытаются это все нам предъявлять, исходят из того, что нынешний статус Приднестровья нам выгоден. Это настолько нечистоплотная попытка, что даже не хочется об этом говорить, хотя приходится, потому что факты замалчиваются, извращаются. Сейчас уже никто не вспоминает, что в 2003 году именно Россия подготовила „Меморандум Козака“, который был парафирован президентом Молдавии Владимиром Ворониным и руководителями Приднестровья. Утром должно было состояться подписание, а ночью или поздно вечером Хавьер Солана от имени Евросоюза лично позвонил президенту Молдавии Воронину и отговорил от подписания документа, сказав, что это не будет отвечать интересам сотрудничества Молдавии с Европейским союзом. Если бы этого не было, то давно бы не было приднестровского конфликта. Опасения о том, что там предусматривалось слишком долгое пребывание российского миротворческого контингента, давно канули бы в лету, потому что сейчас это пребывание уже бы заканчивалось. Придумать, что мы сорвали приднестровское урегулирование, и поэтому мы сейчас хотим сделать то же самое на Украине, мог только воспаленный мозг в расчете на оболванивание публики», — заключил глава МИД РФ.

ИА REGNUM со своей стороны отмечает, что прописанный в молдавской конституции нейтралитет, не помешал Молдавии, начиная с 1994 года, пройти несколько стадий сотрудничества с НАТО, заключить соглашение о военном сотрудничестве с членом Североатлантического альянса Румынией, участвовать в натовских войсковых операциях в Ираке и Косово, приглашать НАТО к «урегулированию» молдавско-приднестровского конфликта и постоянно требовать вывода «оккупационных» российских войск из ПМР. А 4-5 сентября Молдавия впервые приняла участие в состоявшемся в Уэльсе саммите организации, по результатам которого она стала страной-участницей новой инициативы альянса по укреплению оборонного потенциала — Платформы совместимости НАТО.