Парламентский день 16 сентября, «исторический для Украины», по выражению президента Порошенко, за закрытыми дверями начался с осечки. Парламент должен был в закрытом режиме заслушать отчеты министра обороны Валерия Гелетея о ситуации на Востоке после объявления перемирия и отчет премьер-министра Украины Арсения Яценюка. Затем, согласно предварительному плану, должны были по-быстрому на закрытом заседании принять президентские законы об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей и об амнистии участников боевых действий на Донбассе. И завершить все ратификацией соглашения с ЕС.

Однако, депутаты отказались даже проводить заседание в закрытом режиме. После провала голосования по этому вопросу спикер Александр Турчинов объявил перерыв и удалился на совещание с главами парламентских фракций. Судя по всему разговор, не заладился. Спустя час в парламент прибыл президент Украины Петр Порошенко, который тоже принял участие в переговорах. Журналисты начали проводить ассоциации с 16 января — тогда за скандальный пакет законов депутаты тоже отказывались голосовать, пока в парламент не приехал лично Виктор Янукович и не провел там «беседу». Тем более, что накануне Порошенко на отдельной встрече активно убеждал глав фракций поддержать его законы — иначе последуют «непредсказуемые последствия». До помпезной синхронной с Европарламентом ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС остается меньше часа. И вот, буквально в течение 15 минут, депутаты успевают начать закрытое заседание парламента и проголосовать сразу за два президентских закона — об амнистии и особом статусе. За проголосовали 287 и 277 депутатов соответственно. Вот только кто именно — неизвестно. Поименного списка проголосовавших до сих пор нет, а на табло ход голосования не показывали.

После голосования «Батькивщина» и «Свобода» начали раздувать скандал, заявив, что ни один депутат из этих двух парламентских фракций не поддержал законы. «Во время голосования за эти проекты „Батькивщина“ не голосовала. Кроме того, они были приняты за закрытыми дверями в закрытом режиме. Произошла сдача национальных интересов Украины. Мне стыдно, что после революции достоинства такое произошло. Проголосованные законы не принесут мира стране. Голосовали за эти унизительные законы „ударовцы“, бывшие регионалы и коммунисты, внефракционные и подконтрольные Порошенко депутаты. Этим решением легализируется терроризм и оккупация Украины», — заявила в парламенте уже вошедшая в режим избирательной кампании глава «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Как отметил ее соратник Андрей Шевченко, голосование проходило с нарушениями регламента. «Сначала выдавили голоса за режим закрытого заседания и потом глава Верховной Рады поставил на голосования законы в закрытом режиме, не получив предварительно согласия парламента, что является нарушением процедуры. Это означает, что мы просто на табло увидели цифру 277 и не знаем, кто голосовал за эти законы, и не знаем, действительно ли вообще парламент поддержал эти законы. Мне очень стыдно за этот парламент», — сказал Шевченко. Депутат от «Свободы» Юрий Сиротюк также заявил о недопустимости принятия законов и нарушении процедуры «Более 270 голосов за… Никому не дали выступить, не было ни обсуждения, не дали возможности задать вопросы. Даже результаты голосования приняли в закрытом режиме, чтобы общество не увидело, кто проголосовал. Ни одна страна не амнистирует тех, кто убивал ее граждан», — заявил Юрий Сиротюк. А вот экс-регионал, а ныне член депутатской группы «За мир и стабильность» Владимир Олийнык заявил, что принятые законы — это победа «партии мира». «Особый статус Донбасса — единственная возможность для установления мира на нашей земле. Это заметная победа партии мира и мужественный шаг со стороны президента Порошенко. Многие государства признают особые права своих отдельных регионов. Это помогает уживаться вместе людям разной культурной и политической ориентации…», — сказал Олийнык.

Итак, закон № 5082 «О недопущении преследования и наказания участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» или как его кратко называют — «закон об амнистии», предусматривает освобождение от ответственности «лиц, совершивших в период с 22 февраля 2014 года по день вступления в силу настоящего Закона включительно на территории Донецкой, Луганской областей, на которой проводилась „антитеррористическая операция“, деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Украины, и которые во время совершения указанных деяний:

1) были участниками вооруженных формирований или лицами, задействованными в деятельности таких формирований, и/или

2) участвовали в деятельности самопровозглашенных органов в Донецкой, Луганской областях или противодействовали проведению антитеррористической операции».

Главное условие — в течение месяца сдать правоохранительным органам или другим образом избавиться от оружия и военной техники, освободить захваченные административные учреждения. Не подпадают под амнистию те, кто совершил убийства, изнасилования, покушения на государственных чиновников, теракты. Кроме того, есть несколько спорных норм. Во-первых, амнистия не распространяется на тех, кто брал заложников, а под это могут попасть практически все бойцы ополчения, которые брали в плен украинских военных. Во-вторых, те, кто осуществлял «контрабанду» — то есть, теоретически и те, кто принимал участие в продвижении или разгрузке российского гуманитарного конвоя.

Что же касается особого статуса отдельных районов Донбасса, то во-первых, в законе нет никакого определения — на какие же именно районы распространяется его действие. Еще должно быть отдельное решение Верховной рады — о списке этих районов. В права особого статуса входит свободное гарантированное использование русского языка во всех сферах жизни, в том числе в образовании и в официальном документообороте. Критику украинских националистов вызвало отсутствие каких-то гарантий на использование украинского языка, но в законе предусмотрена оговорка, что на этих территориях в принципе будет действовать украинское законодательство, за исключением моментов, оговоренных в принятом законе об особом статусе. Кроме того, предусмотрено создание местных отрядов народной милиции. В законе этот пункт прописан достаточно скупо, но теоретически это может позволить фактически легализовать отдельные отряды ополченцев, которые и будут на этих территориях заниматься охраной общественного порядка. Источники финансирования их деятельности — будут они оплачиваться из центрального бюджета или же из местных — не уточняются. Предусмотрена возможность налаживания трансграничного сотрудничества между районами Донецкой и Луганской областей с приграничными российскими регионами. Кроме того, предусматривается финансирование из центрального бюджета восстановления Луганской и Донецкой областей. Этот пункт крайне возмутил отдельных украинских политиков. Как, например, заявила Юлия Тимошенко — законы фактически отдают регионы под управление Москвы, а платить должна Украина. Однако в пропрезидентском «Ударе» придерживаются иного мнения. «Закон четко устанавливает, что соответственно к его подписанию и вступлению в силу на Донбассе должен быть установлен мир и восстановлена украинская власть. Ни о каких признаниях ЛНР и ДНР речи не идет. Украинский бюджет будет финансировать украинские территории, где прекратится конфликт», — заявил глава фракции «Удар» Виталий Ковальчук. Размеры финансирования не определены, как и конкретное распределение полномочий между центром и регионами.

Кроме того, на 7 декабря предусмотрено проведение местных выборов и полномочия избранных на них депутатов не смогут прекратить досрочно. С одной стороны, регистрацией кандидатов будет заниматься украинский ЦИК, что вряд ли позволит представителям ДНР и ЛНР принять участие в выборах — их могут просто не зарегистрировать. С другой — учитывая, что территории будут все же подконтрольны ополчению, вряд ли стоит ожидать, что кандидатам от «Батькивщины», «Удара», «Блока Петра Порошенко» и других парламентских партий дадут нормально проводить избирательные кампании.

Кроме того, ключевой момент — особый статус будет действовать на протяжении трех лет. Что будет по прошествии этого времени — видимо, никто даже и не думает. Но законопроект еще может быть изменен или доработан. Во-первых, до сих пор непонятно — принят ли он в целом или лишь в первом чтении. Можно судить лишь по косвенным данным — на сайте парламента его уже называют законом, так что скорее всего он принят сразу в двух чтениях. Но все равно — для окончательного вступления в силу его еще должен подписать президент Порошенко, или же отправить на доработку. Да и представители ДНР и ЛНР ранее заявляли о несогласии с формулировкой об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Самопровозглашенные республики претендуют на все территории своих регионов.

Украинская редакция ИА REGNUM.